Вчера ПАК ФА, сегодня ПАК ДА, а завтра ПАК ДП!

Сергей Мороз 20 октября 2018г.

      18 октября 2018 г. российское информационное агентство ТАСС сообщило о передаче Объединенной авиастроительной корпорацией РФ Министерству обороны документов по итогам предварительной разработки проекта ПАК ДП – перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата.

        Вице-президент ОАК по инновациям Сергей Коротков заявил, что речь идет об организации конкурса проектов на новый перехватчик для противовоздушной обороны страны, который должен прийти на смену самолету МиГ-31, принятому на вооружение Авиации ПВО СССР 6 мая 1981 г. Всего было построено 519 самолетов этого типа, 505 из которых шли по серийным заказам. Из них на 2018 г. в составе строевых частей ВВС России оставалось около 130 самолетов, последние из которых были выпущены в 1992-1994 гг. и служат уже по 22-24 года, а самым старым машинам почти 30 лет.

     Проект сверхдальнего перехватчика со сверхзвуковой крейсерской скоростью полета «701» ОКБ им. Микояна – возможный прототип ПАК ДП / МиГ-41  Фото: http://integral-russia.ru

       Планер с преобладанием стали и высокое качество сборки, обеспеченное уникальной системой контроля производства, внедренной в советские годы на предприятии-изготовителе Горьковском авиастроительном объединении имени Серго Орджоникидзе (ГАЗИСО, ныне НГАЗ «Сокол») дают возможность летать самым старым МиГ-31 еще не менее 10 лет. Накопившиеся проблемы с ремонтом и заменой комплектующих также удалось решить. На протяжении этого срока благодаря уже проведенным доработкам планера, силовой установки, оборудования и вооружения самолета заложенного в него запаса тактических качеств также вероятно хватит для обеспечения боевой устойчивости передовой группировки ПВО России.

       Однако ничто не стоит на месте, в том числе и военная техника. После некоторого характерного для всего мира застоя в 1990-х годах, сегодня мы наблюдаем ее бурное развитие. И ярчайшим признаком его является появление новых видов вооружений и прежде всего гиперзвуковых и беспилотных летательных аппаратов. Речь идет не только о самолетах, но и о крылатых и аэробаллистических ракетах, а также о маневрирующих боеголовках баллистических ракет. Необходимость защиты от них – это уже вопрос сегодняшнего дня.  

      Хотя вопрос замены парка самолетов МиГ-31 обсуждается давно и широко, и даже назван его будущий преемник – МиГ-41, сегодня проект ПАК ДП окутан плотной завесой секретности. Официально сообщалось, что ОКБ имени Артема Ивановича Микояна уже работает над самолетом (что действительно так – с середины 1980-х гг., но с перерывом в 1990…2000-х), однако теперь речь идет о конкурсе проектов и, следовательно, в нем будут участвовать и другие фирмы ОАК. Опыт создания перехватчиков ПВО есть также у Сухого и Туполева. Большинство специалистов считает, что наиболее подходящей для ПАК ДП останется компоновка с двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой, которая может обеспечить высотность до 30000 м, максимальную скорость до 3500 км/ч и дальность до 7000 км на скорости порядка 2000 км/ч 

 

    Фото: https://glavred.info

     Что касается особенностей боевого применения и возможного облика будущего самолета, заявление Президента ОАК Ю. Слюсаря о том, что «…всё будет от задач зависеть, скажут в космос полететь – полетим в космос» можно расценить как свидетельство отсутствия на сегодняшний день утвержденных тактико-технических требований к ПАК ДП. Впрочем, для этого этапа работ такое положение нормально – ТТТ появляются позже, когда Заказчик рассмотрит предложение Разработчика. Оценивая изменение характера угроз, невозможно не отметить, что хотя сегодня растет роль гиперзвуковых летательных аппаратов разных классов, в том числе ракет и их боевых блоков, в арсенале вероятных противников России основным стратегическим вооружением остаются крылатые ракеты большой и средней дальности. Они будут пытаться прорвать ПВО благодаря внезапности их применения, пониженной радиолокационной заметности, используя для маскировки своих траекторий рельеф местности и средства радиоэлектронной борьбы. Усложняет задачу защиты от них большая численность залпа – один стратегический бомбардировщик В-52Н может выпустить 24 крылатые ракеты AGM-86В с ядерными боевыми частями, для перехвата которых требуется 6-12 самолетов МиГ-31. Дальность пуска такой ракеты 2500 км и самый надежный способ борьбы с ней – перехват носителя до пуска.   Это означает, что наряду с возможностью достижения гиперзвуковых скоростей в верхних слоях стратосферы самолету ПАК ДП будет нужен мощный радиолокационный комплекс с возможностью внешней поддержки – взаимодействие с наземной, морской и воздушной системой дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Несмотря на развитие вычислительной техники и средств обмена тактическими данными, это скорее всего потребует наличия на борту штурмана-оператора.   Основным вооружением самолета останутся ракеты. В силу разнообразия целей они, вероятно, также будут нескольких типов, ведь «гиперзвуковые монстры» плохо подходят против дозвуковых маловысотных маневренных целей. Не исключен также возврат к использованию в ракетах «воздух-воздух» ядерных боевых частей для уничтожения рассредоточенных групп носителей или крылатых ракет противника. защиты таких направлений, как Арктика и Дальний Восток, по-прежнему необходима очень большая дальность полета, а первые качества даже и не обязательны – он может быть носителем целой батареи гиперзвуковых ракет, по сути – автономным летающим ЗРК. Это означает, что самолет будет крупным – порядка 30 м длины и не менее 50 тонн взлетного веса.   Сегодняшнее развитие двигателестроения в значительной мере сняло для самолетов такого класса проблему преодоления противоречия «скорость-дальность». Но есть еще один фактор, затрудняющий выполнение таких задач. Это пилот на борту. Каким бы жестким ни был отбор по здоровью и профпригодности, возможности человека ограничены – как по четкости действий, так и по выносливости. Многочасовый полет в кабине такого самолета, как МиГ-31, создает предельные нагрузки на человека и ведет к постепенному снижению его способности к выполнению сложных действий, каковыми является перехват и тем более воздушный бой. Потому как раз здесь и целесообразно переходить к беспилотной авиации ПВО – сейчас это говорится, вероятно, не только о ПАК ДП, но и о ПАК ФА – Су-57, который имеет значительный потенциал и в этой области как перехватчик «средней зоны» в дополнение к ПАК ДП.

    Так может выглядеть МиГ-41 / ПАК ДП по мнению американских экспертов  Фото: https://politros.com

      Однако не исключено, что для размещения на борту требуемого оборудования, вооружения и запаса топлива возможно придется использовать четырехдвигательную компоновку. Она возможна, так как маневренности от самолета не требуется Фото:https://utro.ru Так когда же мы увидим ПАК ДП в металле? На мой взгляд, объявленный многими экспертами срок на 2025 год невыполним не только для начала поставок самолета в войска, но даже для начала Государственных испытаний, и даже 2030-й – это слишком оптимистично.   Да, «Микоян» имеет хороший задел и не только в виде опыта разработки, производства, эксплуатации и совершенствования МиГ-31, но стоит вспомнить и проект «701», который уже к началу 1990-х годов был в высокой степени готовности. Свои наработки в этой теме имеют самолетчики «Сухого» и «Туполева», двигателисты «Люльки», «Климова» и «Кузнецова», ракетчики «Стрелы» и «Вымела», радисты «Веги» и «Фазотрона»… Но не устарели ли эти заделы? В любом случае, всем им предстоит большая работа, которой дан старт сегодня.

Источник контента: https://naukatehnika.com/vchera-pak-fa-segodnya-pak-da-a-zavtra-pak-dp.html

В Жуковском испытывают модель межконтинентального тяжелого экраноплана

argumenti.ru 16 октября 2018

   Об истории экранопланостроения, боевых и патрульных экранопланах читайте в нашей статье.    В подмосковном Жуковском начались аэродинамические испытания модели перспективного межконтинентального тяжелого экраноплана. Их проводит Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского. Испытания модели проходят в рамках проекта создания тяжелого межконтинентального экраноплана. Согласно заложенным в проект характеристикам, летательный аппарат должен быть способен транспортировать грузы весом до 500 тонн на расстояние до 6 000 километров со скоростью не менее 400 километров в час. Целью этих испытаний является совершенствование аэродинамической компоновки прототипа экраноплана.   Опытный образец экраноплана "Орлан", вооруженного ракетами, планируется создать в России в рамках госпрограммы вооружения на период до 2027 года. Об этом сообщил журналистам вице-премьер РФ Юрий Борисов.   "В Государственной программе вооружения 2018-2027 годов есть опытно-конструкторская работа "Орлан", которая предусматривает строительство экраноплана. Опытный образец будет создан в рамках этой программы вооружения, он будет носить ракетное вооружение", - сказал Борисов.   По его словам, экраноплан будет использован для охраны Северного морского пути, где инфраструктура слабо развита. "Он может барражировать, закрывать эти районы. Внутренние моря тоже: Каспий, Черное море", - уточнил вице-премьер.   Борисов добавил, что новый экраноплан также может быть патрульным средством для спасения экипажей кораблей.

 

   Экраноплан во время полета Фото: Globallookpress.com Экраноплан – летательный аппарат, способный перемещаться на сверхмалых высотах (до 12 метров) со скоростью транспортного самолета за счет «экранного эффекта», возникающего на больших скоростях над гладкими поверхностями. Идея создания и разработки первых экранопланов принадлежат советскому инженеру-конструктору Ростиславу Алексееву. Он же является изобретателем судов на подводных крыльях типа «Ракета» и «Метеор». Первый экраноплан был построен в СССР в 1966 году. В 1979 году, после испытаний в Каспийском море, десантный экраноплан «Орленок» вошел в состав ВМФ СССР, напоминает ИА Регнум.  

Источник контента: https://naukatehnika.com/v-zhukovskom-ispyityivayut-model-ekranoplana.html

Ил-96. Двухмоторная компоновка и двигатели ПД-35

Макс Босерман 14 сентября 2019, 05:50

    Силовые установки нового двухмоторного авиалайнера Ил-96, который разрабатывается российскими конструкторами, позволят снизить на 30% эксплуатационные расходы данного воздушного судна. Установка перспективного турбовентиляторного двигателя ПД-35 в двухмоторной компоновке на Ил-96, позволит отечественному авиапрому открыть новый сегмент. Такое мнение выразил генеральный конструктор ОДК, Юрий Шмотин, в рамках интервью агентству РИА Новости.

     

     Он считает, что двухдвигательная компоновка сможет значительно снизить расход горючего летательным средством. В этом его поддерживает и Виктор Прядка – руководитель компании «Альянс Авиационных технологий Авинтел». По его мнению, Ил-96, укомплектованный агрегатами ПД-35, сможет уменьшить потребление топлива почти в два раза.       Напомним, что проект ПД-35 подразумевает создание двухконтурного турбовентиляторного авиадвигателя большой тяги. Предполагается, что помимо Ил-96, агрегат может быть установлен на дальнемагистральный CR929, разрабатываемый Россией и Китаем.  

   

  ПД-35 (Перспективный Двигатель тягой 35 тонн) - проект российского перспективного двухконтурного турбовентиляторного двигателя сверхбольшой тяги (тяга на взлёте от 33 до 40 т, диаметр вентилятора - 3100 мм, длина - более 8 м, вес - около 8 т). В мае 2019 года в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (СПбГМТУ) прошло совещание рабочей группы по двигателю ПД-35.

     На встрече обсуждались вопросы применения технологий 3D-печати в производстве нового турбовентиляторного двигателя большой тяги. По итогам совещания был составлен и подписан всеми участниками протокол, определяющий дальнейшие работы по созданию крупногабаритных деталей авиационного двигателя ПД-35 с использованием 3D-печати.   В ОДК планируют полностью согласовать технические требования для перспективной силовой установки в 2020 или 2021 году. При этом, все опытно-конструкторские работы должны быть окончены в 2027 году.     В свою очередь, запуск серийного производства российского авиалайнера Ил-96-400 запланирован уже на 2023 год. Директор ПАО «Ил», Юрий Грудинин, подчеркнул, что данный пассажирский самолет будет состоять исключительно из отечественных комплектующих.

Источник контента: https://naukatehnika.com/dvigateli-pd-35-v-dvuhmotornoj-komponovke-il-96.html

НА ФОРУМЕ "АРМИЯ-2020" ВПЕРВЫЕ ПРОДЕМОНСТРИРОВАН КОМПЛЕКС ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА-ПОСАДКИ ZALA 421-16EV

    24 августа 2020 г., AEX.RU - На форуме "Армия-2020" впервые продемонстрирован комплекс вертикального взлета-посадки ZALA 421-16EV. Новый беспилотный комплекс ZALA 421-16EV вертикального взлета и посадки создан по типу "конвертоплана" - гибрида БВС самолетного и вертолетного типа. Комплекс предоставляет огромный потенциал для мониторинга и аэрофотосъемки любых труднодоступных мест и площадных объектов, сообщает пресс-служба ZALA Aero Group.
            БВС прост в эксплуатации, имеет легкий вес, может находиться в воздухе до 2 часов, при этом имеет крейсерскую скорость до 110 км/ч. Его основным преимуществом является отсутствие необходимости использования специально оборудованной площадки для запуска, а также полная совместимость с новыми целевыми нагрузками, наземными средствами управления, программными и аппаратными решениями модельного ряда БВС ZALA.
           "Беспилотный комплекс ZALA 421-16EV серии HD сочетает в себе последние технические разработки компании - он транслирует видеопоток в HD формате, что позволяет оператору наземной станции в мельчайших деталях рассмотреть потоковое видеоизображение", - отметили в компании.
      Впервые на БВС данного класса применяется встроенный бортовой вычислитель, обеспечивающий: передачу видеоизображения в HD; возможность записи 3-х каналов видеоизображения в Full HD одновременно; возможность передачи 2-х видео потоков одновременно (ВК+ИК); автоматическое сопровождение цели (ИИ); цифровую стабилизацию изображения; удержание положения в пространстве по видеоизображению в автоматическом режиме без наличия СНС; передача фотографий (24 Мп) или видео карточки отчета в Full HD на НСУ по команде оператора; генерация архива и трансляции по STANAG 4609; зашифрованный твердотельный накопитель 500 Гб.

2 июня 2020 г., AEX.RU - По данным Росавиации за май 2020 года ведомство поставило на учет 630 беспилотных гражданских воздушных судна (БВС) с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов. Об этом говорится в сообщении ведомства.

Подробнее...

В Воронеже ищут еще одного подрядчика на перевооружение ВАСО под Ил-96-400М

Реконструкцией уже занимается «Ланит-Интеграция» миллиардера Филиппа Генса

ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО) начало поиски подрядчика на реконструкцию и техническое перевооружение производства для изготовления Ил-96-400М. Максимальная цена контракта составила 152 млн рублей, следует из аукционной документации. Подрядчику необходимо реконструировать корпус № 29.

Подробнее...

17 марта 2020 г., AEX.RU - Сегодня четвертый опытный самолет МС-21-300, предназначенный для летных испытаний, совершил беспосадочный перелет из Иркутска на аэродром ЛИИ им. М.М.Громова "Раменское" (г. Жуковский, Московской области) для продолжения летных испытаний. Об этом сообщает пресс-служба ОАК.

Подробнее...

17 марта 2020 г., AEX.RU - Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина (головное предприятие Дивизиона транспортной авиации ОАК) предоставил информацию о ходе реализации программы Ил-114-300 на заседании консультационного совета в Центре международной торговли Москвы. В мероприятии приняли участие представители Министерства промышленности и торговли РФ, ПАО "Ил", поставщиков агрегатов, а также авиакомпаний и авиационных предприятий, заинтересованных в приобретении перспективного воздушного судна. Об этом сообщает пресс-служба ПАО "Ил".

Подробнее...

11 марта 2020 г., AEX.RU - Наиболее актуальной задачей российского авиастроения сегодня является разработка отечественных композиционных материалов и их применение в сложных авиационных конструкциях. Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") активно работают в этом направлении. Одно из последних достижений - развитие технологии вакуумной инфузии для производства изделий из композитов. Об этом сообщает пресс-служба ЦАГИ.

Подробнее...

4 марта 2020 г., AEX.RU - Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") завершили второй этап исследований полумодели перспективного малошумного ближнемагистрального самолета (БМС). Об этом сообщает пресс-служба ЦАГИ.

Подробнее...