Директор Национального агентства противоракетной обороны США генерал-полковник Генри Оберинг 2 января 2008 года объявил об успешном плановом завершении программы 2007 года по разработке противоракетного лазера авиационного базирования (Airborne Laser, ABL). С достижением запланированных показателей (так называемой 2007 Knowledge Point) разработчики приступают к финальному этапу испытаний системы - установке боевого химического лазера и обеспечивающих его работу подсистем на борту самолета YAL-1 и ее комплексным испытаниям.
Их закономерным финалом должно стать уничтожение лазером реальной баллистической ракеты. Согласно имеющемуся графику, оно должно состояться в следующем, 2009, году.
Ранее в ходе прошедших в 2007 году испытаний была, в частности, продемонстрирована способность лазера поражать цели с вертикальной динамикой, характерной для стартующих баллистических ракет.
Работы по интеграции боевого лазера начались еще летом 2007 года. Это стало возможным после успешного завершения цикла испытаний, в ходе которых была продемонстрирована возможность систем боевого комплекса находить, идентифицировать, сопровождать цели, выдавать целеуказание, а также обеспечивать работу систем адаптивной оптики, необходимых для поражения фотонным пучком ракет в атмосфере земли. Сам боевой лазер уже прошел испытания. Его установка на самолет и испытания на полной мощности начнутся уже в текущем году.
Если работа над созданием фотонного противоракетного комплекса окажется удачной и боевой лазер авиационного базирования будет поставлен на вооружение, это может означать скорое и драматичное изменение баланса сил в мире - а, следовательно, и понятное желание руководства США реализовать временное стратегическое преимущество. Боевой лазер может свести на нет угрозу со стороны стран, уже освоивших ракетные технологии или обладающих ими, но неспособных обеспечить полноценную противовоздушную оборону своей территории.
Кроме того, лазер воздушного базирования представляет собой комплекс, способный поражать не только ракеты, но и практически любые иные воздушные цели. В комплексе с воздушно-космическими средствами разведки он способен на больших расстояниях (согласно имеющейся информации, в несколько сотен километров) поражать средства воздушного нападения противника - самолеты, крылатые ракеты и т.д.
По информации Boeing, самолет YAL-1 изначально интегрирован в структуру управления войсками, что позволяет использовать его возможности для выдачи целеуказания другим средствам поражения, уничтожать с помощью лазера при необходимости другие цели на ТВД.
В частности, информация о ракетах, которые смогли прорваться скволь первый эшелон ПРО, будет передаваться другим, последующим эшелонам системы. Основой интеграции является использование единой системы представления информации о целях в географических координатах - принцип Situational Awareness.
Источник: CNews.ru, 10.01.2008