Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

01 

Михаил Леонтьевич Миль был уверен, что работу вертолета не может лучше выполнить другая машина, и писал:

«Пока еще трудно представить все области применения вертолета. Ясно одно, что независимо от успехов тяжелой и скоростной авиации, для гражданского воздушного транспорта самым удобным и экономичным средством сообщения на короткие расстояния …безусловно, станет вертолет».

 

Основатель отечественного вертолетостроения Генеральный конструктор Московского вертолетного завода Михаил Леонтьевич Миль родился 22 ноября 1909 г. в Иркутске в семье интеллигентов. Его отец Леонтий Самойлович был железнодорожным служащим, а мать - зубным врачом. В детстве Михаил проявлял способности к музыке и живописи, к иностранным языкам и технике. В 12 лет он получил приз в сибирском конкурсе моделистов за модель планера. По окончании средней школы поступил в 1926 г. в Сибирский технологический институт в Томске, где активно участвовал в работе планерного кружка. Однако сибирский институт не готовил авиационных инженеров, поэтому, через два года, Миль перевелся на третий курс механического факультета Донского политехнического института, где существовала авиационная специальность.

02

 

Михаил организовал авиамодельный кружок, изделия которого получили призы на краевых соревнованиях. Когда на базе аэродинамического отделения и факультета был организован авиационный институт под руководством профессора В.И.Левкова, Миль стал его студентом.

М.Л.Миль заинтересовался винтокрылыми летательными аппаратами и во время производственной практики летом 1929 г. участвовал в постройке первого советского автожира КАСКР I. Его разрабатывали Н.И.Камов и Н. К. Скржинский. Эта работа решила судьбу Миля.

Летом 1930 года еще студентом Миль добился того, что начальник экспериментально-аэродинамического отдела ЦАГИ А. М. Изаксон пригласил его работать в отдел, который занимался машинами вертикального взлета. Через год он стал сотрудником института.

Позднее А. М. Изаксон вспоминал:

«Как творческая личность Миль столько добился благодаря правильно избранной линии жизни. Он не разменивался на мелочи, не плутал впотьмах спотыкаясь… Михаил Леонтьевич попал в окружение молодых людей, верящих в будущее винтовых машин. Работа в ЦАГИ помогла ему познать сложнейший комплекс вопросов, с которыми впоследствии пришлось столкнуться в качестве главного, а затем Генерального конструктора.»

03

  С лета 1931 года Миль занялся вопросами аэродинамики автожиров и через год стал начальноком бригады аэродинамики. В ноябре 1931 года автожир ЦАГИ 2-ЭА, разработанный И.П.Братухиным и В.А.Кузнецовым, несколько раз успешно поднимался в воздух. Однако при показе начальнику ВВС Я.И.Алкснису машина, поднявшаяся на высоту 2000 м и державшаяся в воздухе 40 минут перевернулась при посадке. Миль нашел причину случившегося. По его рекомендации внесли изменения в конструкцию и технику пилотирования.

Занимаясь автожирами, Миль разрабатывал предварительный эскизный проект автожиров А-12 иА-15, проектировал лопасти для этих и других машин. Он считал, что для автожира существует немало видов применения как в мирном так и в военном деле.

Летом 1941 года миль был инженером первой корректировочной эскадрильи автожиров, которые использовали в боях под Ельней. Так как неприятельская авиация не позволяла днем корректировать огонь, автожиры использовали ночами для разбрасывания листовок. При возвращении только 2 машины достигли цели, остальные приземлились по пути и получили повреждения. Больше автожиры в боевых действиях не применяли. Миля эвакуировали на Урал вместе с КБ.

В 1943 г. Михаил Леонтьевич вернулся в ЦАГИ, где продолжил начатые еще до войны исследования по устойчивости и управляемости самолетов. Они послужили основой для его кандидатской диссертации, защищенной в 1943 г. За свой вклад в развитие авиационной техники в годы войны Миль был награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды.

 04  Ми-1      05     Сборка опытной партии Ми-1

В 1945 г. М.Л.Миль успешно защитил докторскую диссертацию "Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера".

По окончании Великой Отечественной войны появилась возможность возобновить в ЦАГИ исследования по вертолетостроению, и Михаил Леонтьевич возобновил научно-экспериментальные исследования аэродинамики несущих винтов, в частности работы по измерению полей скоростей вокруг него. Им была создана натурная геликоптерная установка, ставшая прообразом вертолета Ми-1. В марте 1947 г. М.Л.Миль возглавил вновь созданную "вертолетную" лабораторию ЦАГИ, а в конце того же года Миль стал во главе ОКБ по вертолетостроению, от которого ведет свою историю ОАО "Московский вертолетный завод им.М.Л.Миля".

В 1950 г. Ми-1 поступил в серийное производство и находился на эксплуатации свыше 25 лет, различных климатических условиях. На Ми-1 установили 25 мировых рекордов. За границей признали, что он не уступает по летным характеристикам западным вертолетам, но имеет значительно меньшие шум и вибрацию при значительной мощности.

Под руководством М.Л.Миля создано девять базовых типов серийных вертолетов: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10К, Ми-14 и Ми-24, а также их многочисленные модификации. Опытные винтокрылые машины Ми-3 и Ми-12, а также экспериментальный В-7 открыли путь к разработке новых направлений в развитии винтокрылой авиации.

06     07

        Ми - 4                                                                                             Ми - 6

08         09

                        Ми - 8                                                                               Ми - 10

Машины марки "Ми" составляют основу вертолетных парков нашей страны и еще ряда иностранных государств. Вместе со своими учениками Миль разработал теорию современного вертолета, позволившую на практике осуществить решение ряда сложнейших проблем, относящихся к аэродинамике несущего винта, усталостной прочности вертолетных агрегатов, флаттеру лопастей винтов, земному резонансу, устойчивости и управляемости вертолетов и другим вопросам проектирования и расчета винтокрылых летательных аппаратов.

Миль занимался не только разработкой конструкции, но и научными исследованиями, необходимыми для того, чтобы делать вертолет удобной и безопасной машиной. Он предпочитал конструкции, которые можно было легко запустить в серию и эксплуатировать.

 10

                             Ми - 14

Доказывая экономическую эффективность вертолетов, Миль добивался от машиностроения выпуска современных двигателей. Уменьшение веса моторов позволило эту эффективность повысить.

Михаил Леонтьевич Миль - основоположник ведущей мире научно-конструкторской школы вертолетостроения. Им воспитаны тысячи высококвалифицированных специалистов. В 1967 г. Кафедра вертолетостроения МАИ избрала М.Л.Миля профессором.

За вклад в развитие вертолетостроения Михаилу Леонтьевичу было присвоено в 1966 г. высокое звание Героя Социалистического труда, присуждены Ленинская (1958) и Государственная (1968) премии СССР. Кроме того, Миль был награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного знамени, орденом Возрождения Польши и рядом медалей.

В Москве существует улица Авиаконструктора Миля. Но основной памятью о нем служат его ОКБ и выпущенные им вертолеты, установившие десятки общесоюзных и мировых рекордов. К 1976 году из 96 достижений, зафиксированных Международной авиационной федерацией по классу вертолетов, около 30 принадлежали СССР. Самый большой памятник генеральному авиаконструктору - его вертолет В-12.

11  В - 12