Борис Николаевич Юрьев стал одним из пионеров вертолетостроения. Несмотря на то, что его имя не носит ни один вертолет, выработанные им теоретические основы и практические решения, подготовленные им специалисты явились основой, на которой возникло отечественное вертолетостроение.
Борис Юрьев родился 29 октября 1889 года в Смоленске. Отец мальчика, офицер-артиллерист Николай Александрович, человек высокообразованный, имел патенты на изобретения и публиковал статьи по усовершенствованию артиллерии. От него, вероятно перешла к Борису страсть к изобретательству и ремеслу, которая проявилась уже в детстве. После окончания гимназии в 1900 году Борис поступил кадетом во Второй Московский кадетский корпус, который закончил в 1907 году пятым из 45, с похвальным листом и наградой. Уже в корпусе он изобретал: электрическую пушку, фонический телефон, пылевсасыватель и многое другое. Тогда же среди рисунков мальчика появились оригинальные летательные аппараты.
После корпуса мальчик поступил в Московское техническое училище (будущее МВТУ). Здесь он встретился с Н.Е.Жуковским, стал активным членом воздухоплавательного кружка. Он нередко выступал с оригинальными идеями, летал на планере с А.Н.Туполевым и другими студентами. Среди его разработок был одновинтовый геликоптер. Борис Николаевич руководил подготовкой полетов аэроплана, построенного кружковцами в мае 1911 года. За отсутствием инструкторов студент нарисовал плакаты, на которых изобразил положения самолетов и узлов управления, снабженные четкими инструкциями.
В 1911 году в журнале «Автомобиль и воздухоплавание» появилась первая публикация Юрьева «О наиболее полезном грузе, поднимаемом аэропланами и геликоптерами при данной силе мотора». В ней автор предлагал простой и удобный способ определения поверхности крыльев, который при данной мощности двигателя обеспечивают наибольший поднимаемый полезный груз. Он рекомендовал все самолеты строить с исследованием кривых веса, подъемной силы и скорости, вычерченных в зависимости от поверхности крыльев. В этой статье Юрьев впервые употребил термин «аэробус», который нашел применение на практике лишь через десятилетия.
В 1909 году Борис Николаевич решил создать геликоптер. Он воспользовался теорией С.К.Джевецкого, но соединил ее с теорией идеального винта. Совместно со студентом Г.Х. Сабининым Юрьев разработал теорию расчета винта геликоптера, который затем прошел проверку на практике. Н.Е.Жуковский назвал расчеты малодых ученых «теорией Сабинина-Юрьева». Под этим названием она существует поныне.
В 1911 году Юрьев сделал заявку, патентуя геликоптер своей системы. Весной 1912 года геликоптер построили. В газетах «Новое время» и «Русский инвалид» 1912 года появилась заметка о подготовке воздухоплавательного кружка ко второму Всероссийскому воздухоплавательному съезду:
«Студент Императорского технического училища Юрьев изобрел геликоптер, т.е. вертикальный винт для аэроплана. Этот винт дает возможность подняться с места и оставаться на какой угодно высоте. Профессор Жуковский проверил эту работу и одбрил ее…»
Схема вертолета Б.И.Юрьева, запатентованная в 1910 году. Патентная формула гласила: "Одновинтовой геликоптер, отличающийся тем, что момент вращения, Произведенный подъемным винтом, уничтожается моментом сил двух малых винтов, действующих на концах некоторого плеча, перпендикулярного к оси большого винта".
Геликоптер Юрьева явился первой машиной такого класса, который построили не эмпирически, а на основе теоретического расчета и экспериментов. Авиаконструктору присудили Малую Золотую медаль. Проект намного опережал время. Юрьев первым разработал строгую схему вертолета, обосновал использование вспомогательных рулевых винтов. Предложил автомат-перекос, до наших дней являющийся важнейшей частью любой винтокрылой машины.
С началом Первой мировой войны Юрьева, еще до окончания МТУ, отправили служить в крепость Новогеоргиевск. А затем в эскадру тяжелых самолетов «Илья Муромец». Летом 1915 года он работал в комиссии по применению зажигательных бомб и попал в плен при падении крепости Новогеоргиевск, где командовал группой батарей. За три года в плену Юрьев составил конспект по теории винтов с большим числом диаграмм, оформленный почти как книга. Конспект стал основой дальнейших разработок ученого.
После возвращения в декабре1918 г. Юрьев начал работу над проектом «Четырехмоторный тяжелый самолет» и 5 мая 1919 года защитил его. Жуковский пригласил его в МВТУ лаборантом; осенью молодой инженер-механик начал преподавать в только что основанном Московском авиатехникуме. Затем он стал преподавателем в МВТУ, а с 1920 г. В созданной Жуковским Военно-воздушной академии, где со временем основал кафедру.
Современники вспоминали, как он умело читал лекции, как четко излагал мысли, сопровождая прекрасными рисунками мелом на доске. Кроме того ученый умел увлекать слушателей. И ему поручили читать студентам, выбиравшим специализацию между третьим и четвертым курсами. Один из студентов того времени вспоминал: «Я увидел человека в кожаной куртке. В солдатских башмаках, с горящими глазами и одухотворенным лицом. Он так умел привлечь на свою сторону, что наша, правда небольшая, но набитая аудитория встретила его доклад чрезвычайно сочувственно, и большинство из тех, кто слушал этот доклад, стал позднее работниками авиации».
В 1919 году Юрьев начал работать в ЦАГИ; он возглавил группу, которая положила начало экспериментальному аэродинамическому отделу, где разрабатывали проекты аэросаней, лыж, винтов, проектировали тяжелый самолет «КОМТА». Ученый также проектировал будущие лаборатории, аэродинамические трубы и другое оборудование.
На основе экспериментов и теоретических изысканий в 1922 г. Б.Н. Юрьев предложил графоаналитический метод расчета винтов, позволяющий легко учитывать влияние трения на струю винта и на скорость вращения струи. Ученый разработал относительную вихревую теорию, издал учебники «Воздушные винты» и «Экспериментальная аэродинамика».
По инициативе Бориса Николаевича в 1926 году в ЦАГИ была организована вертолетная группа. Которая разрабатывала геликоптер по схеме. Предложенной Юрьевым. Ученый начал с исследований, в результате которых были избраны три наиболее перспективные схемы: одновинтовый вертолет с рулевым винтом и автоматом-перекосом, духвинтовый и восьмивинтовый. В результате первых в мире экспериментов такого рода, позволивших определить характеристики несущего винта у земли, появилась возможность построить геликоптер ЦАГИ 1 –ЭА. 14 августа 1932 года первый советский вертолетчик а.М.Черемухин поднял машину на 605 метров и установил рекорд высоты.
В 1935-1937 годах юрьев состоял главным научно-техническим консультантом по вопросам проектирования и строительства лабораторий научно-исследовательского сектора ЦАГИ. В 1939 году ему присвоили звание бригадного инженера, в 1940 году удостоили звания Заслуженного деятеля науки РСФСР.
Летом 1941 года Бориса Николаевича эвакуировали с военно-воздушной академией в Свердловск. В эвакуации ученый, имевший чин бригад – инженера, занимался разработкой и строительством аэродинамической лаборатории, научными разработками для нужд обороны.
В 1943 году АН СССР избрала Николая Борисовича действительным членом. В этом же году академия вернулась в Москву. Юрьев занимался восстановлением и расширением экспериментальной базы. Он завершил статью «Расчет крыла произвольной формы», опубликованную в 1944 году и содержавшую новую методику расчета, предложенного автором.
В 1948 году вышла книга Б.Н.Юрьева «Импульсная теория воздушных винтов». Борис Николаевич собирался создать теорию, которая бы объединила все самолетные пропеллеры, роторы вертолетов, вентиляторы, ветряные двигатели и турбинные колеса. В процессе работы над темой Юрьев обнаружил, что задача гораздо сложнее, чем представлялось ранее. Завершить работу он не успел.
Ученый занимался новыми вопросами в вертолетостроении. В частности, он являлся сторонником машин, которые могли взлетать и садиться вертикально, но лететь затем с большой скоростью.
Борис Николаевич считал, что изучение истории науки и техники способствует становлению инженеров и ученых, которые получают широкий взгляд на развитие творческой мысли. В 1958 году вышла его книга «История вертолетов».
С 1952 по 1957 год Юрьев заведовал кафедрой вертолетостроения в МАИ. В 1953 году его наградили орденом Ленина.
Борис Николаевич был энтузиастом идеи создать самолет вертикального взлета и посадки с рядом поворотных электродвигателей вдоль крыльев. По его инициативе в 1954 году при МАИ была организована небольшая группа исследователей, разработавшая на уровне эскизного проектирования четырехмоторный конвертоплан большой грузоподъемности и большой скорости полета, однако для него еще не было достаточно легких и мощных турбогенераторных электростанций.
За свою жизнь Б.А.Юрьев подал свыше 40 заявок на изобретения, получил 11 патентов. 2 авторских и два охранных свидетельства. Среди его изобретений – ручка управления одновременно несколькими двигателями многовинтового вертолета, привязной геликоптер с реактивным винтом, реактивный винт, новая схема самолета-вертолета и другие.
У Бориса Николаевича была своя четко изложенная схема подхода к изобретательству, сочетавшая широкий полет фантазии в период разработки нового со строжайшей проверкой новизны, целесообразности и пользы.
Б.Н.Юрьев скончался 14 марта 1957 года, похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве. Имя великого изобретателя носит теплоход. В 1961 году вышел двухтомник «Избранных трудов» ученого. Эта книга нетленный памятник Борису Николаевичу Юрьеву.
Материал для гиперссылки по слову «геликоптер»
Первым человеком, употребившим слово «геликоптер», был итальянский ученый Леонардо да Винчи. Слова «спираль» и «крыло» в его переводе с греческого языка стали звучать как «хеликс» («helix») и «птерон» («pteron»).