Родился в семье рабочего в Армении. В действительности будущего авиаконструктора звали Анушаван, Артемом Микоян стал после того, как он в 1924 г. приехал в Москву работать токарем на заводе «Динамо». В 1928 - 1930 гг. Микоян служил в армии, затем находился на партийной работе. В 1935 г. Микоян оканчивает Военно-Воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, строит свой первый самолет - авиетку «Октябрёнок».
С 1937 г. инженер Микоян работает в качестве военного представителя на заводе Н.Н. Поликарпова, одновременно помогая решить ряд производственных проблем у истребителя И-15. В КБ Поликарпова Микоян знакомится с инженером Михаилом Иосифовичем Гуревичем, заместителем Поликарпова, имевшим большой опыт проектирования самолетов, как в СССР, так и за границей. Многие годы Микоян и Гуревич будут работать вместе, из букв их фамилий появится марка «МиГ», широко известная и сейчас.
А в 1939 г. Микояна и Гуревича назначают руководителями опытно-конструкторского отдела, который по заданию Сталина начинает проектировать новый, скоростной и высотный истребитель, превосходящий И-15 и И-16 Поликарпова. В апреле 1940 г. МиГ-1 поднялся в воздух, затем появился усовершенствованный МиГ-3, который отлично себя зарекомендовал на начальном этапе ВОВ. Однако в 1942 г. МиГ-3 снимают с производства, с целью увеличить выпуск Ил-2, который имел такой же мотор.
Появившиеся у немцев реактивные машины потребовали адекватного ответа. С 1944 г. Микоян начал разрабатывать реактивный самолет. В 1946 г. МиГ-9, созданный с использованием трофейных разработок, совершил первый полет. Затем появился МиГ-15, построенный по подобию Ла-160 и оснащенный английскими двигателями. Закупить отличные моторы Артему Микояну помог его брат Анастас, министр торговли СССР. МиГ-15 отлично показал себя в войне в Китае и в Корее, превосходя американские истребители. В 1948 г. на вооружение принимается МиГ-17, а в 1955 г. - сверхзвуковой истребитель МиГ-19.
В 1956 г. Микояну присвоили звание Героя Социалистического Труда. В этом же году взлетел новый самолет - МиГ-21, один из самых лучших истребителей в мире того времени, установивший много мировых рекордов скорости и высоты. Миг-21 участвовал во многих локальных конфликтах второй половины XX века, и сейчас стоит на вооружении ряда стран. В 1957 г. Микоян вторично становится Героем Социалистического Труда. Последней машиной А.И. Микояна стал МиГ-23, но конструкторское бюро им. А.И. Микояна и сейчас продолжает строить истребители, пользующиеся авторитетом во всем мире.