Игорь Иванович Сикорский – выдающийся представитель российского и американского самолетостроения, создавал самолеты и вертолеты, первые тяжелые бомбардировщики и пассажирские самолеты.
Игорь Сикорский родился в Киеве 13 (25) мая 1889 г . в семье профессора Киевского Университета. Игорь учился в Морском кадетском корпусе, затем во французской технической школе. В 1907 году он поступил в Киевский политехнический институт.
Сикорский предпочитал теории практические работы и еще студентом построил паровой мотоцикл. В 1908 году в поездке по Германии на каникулах Игорь Сикорский прочел подробное описание одного из полетов братьев Райт. По возвращении Сикорский погрузился в изучение авиации. В июле 1909 г . он создал вертолет с двумя сосновыми вращающимися в разные стороны винтами.
В 1909 году в содружестве с Ф. И. Былинкиным при помощи группы студентов Игорь Иванович строит аэроплан. В апреле 1910 года биплан С-1 был готов. К лету 1910 года Сикорский создал С-2 с более мощным двигателем. 3 июля С-2 взлетел, преодолев за 12 секунд 200 метров на высоте 1- 1,5 метра. Это был третий в России после самолетов Я.М.Гаккеля и А.С.Кудашева полет отечественной машины.
Сикорский на своем первом самолете С-1, 1910 г.
Самолет С-2, 1910 г.
Осенью 1910 года Сикорский установил 40-сильный двигатель «Анзани» на С-3, приобретенный во Франции. В начале декабря после отладки авиаконструктор начал полеты по прямой. После 12 полетов 13 декабря он впервые ушел за пределы аэродрома. Но машина погибла при вынужденной посадке, после того, как находилась в воздухе 55 секунд.
Самолет С-3, 1910 г.
Неудачи не остановили Сикорского. Он продолжил работу и весной 1911 года имел биплан С-4, явившийся усовершенствованным вариантом С-3, и С-5.
С-5 с 50-сильным двигателем «Аргус» имел пропитанное лаком покрытие крыльев, которое давало преимущество в сухую погоду. В апреле Сикорский систематически совершал полет за полетом на малой высоте, исследуя самолет. 12 июня впервые в России летчик совершил несколько полетов с пассажирами на борту.
18 августа , продержавшись в воздухе более 36 минут, Сикорский сдал экзамен на пилота и получил свидетельство Российского императорского клуба. Вскоре он установил 4 всероссийских рекорда, достигнув высоты 500 метров , дальности полета 85 километров , продолжительности полета 52 минуты и скорости 125 километров в час.
В августе 1911 года авиаконструктор начал строить трехместный С-6 со 100-сильным мотором»Аргус». Проведя испытания и исследовав аэродинамические качества, конструктор удлинил верхнее крыло, усовершенствовал расчалки, упразднил элероны на нижнем крыле. Фанерой он обшил не только кабину, но и фюзеляж и мотогондолу С6-А. После испытательных полетов с двумя пассажирами Сикорский 29 декабря установил мировой рекорд скорости - 111 километров в час, а 14 марта 1912 года – достиг скорости 108 километров в час с 5 людьми на борту.
21 января 1912 года Русское техническое общество вручило конструктору присужденную ему медаль «За полезные труды по воздухоплаванию и за самостоятельную разработку аэроплана своей конструкции, давшей прекрасные результаты».
На Московской воздухоплавательной выставке в феврале 1912 года С6-Аполучил большую золотую медаль от Министерства торговли и промышленности. Военное ведомство заказало 3 самолета.
В течение 1912 – 1917 годов Сикорский работал главным конструктором Русско-Балтийского вагонного завода, авиационный отдел которого выпускал самолеты.
Летом 1913 года был испытан моноплан С-11. На его основе был разработан С-12 с двигателем мощностью в 80 лошадиных сил.
С-12 стал первым отечественным аэропланом, на котором в сентябре 1913 года летчик Г.В.Янковский выполнил мертвую петлю, а затем и установил российский рекорд высоты – 3680 метров . С-12 оставался на вооружении до 1922 года.
По инициативе Игоря Ивановича был построен опытный гидробассейн для работы с гидросамолетами.
Выступая 6 марта 1913 года на заседании VII воздухоплавательного отдела Русского технического общества, Сикорский утверждал, что необходимо строить большие надежные машины с несколькими двигателями, на которых механики могли бы производить ремонт в полете.
Уже в апреле 1913 года Сикорский поднял в воздух четырехмоторный «Гранд». Особенностью конструкции являлась закрытая кабина с выходом на балкон и крылья, что позволяло добираться в полете к моторам. !3 мая самолет показали ряду важных гостей, а 25 июня самолет осматривал Николай II и был доволен увиденным. 13 июля 1913 года самолет, на котором 4 двигателя установили на нижнем крыле в ряд, успешно поднялся в воздух. Наблюдавшие полеты люди переименовали машину в «Русский витязь». 2 августа Сикорский установил на нем рекорд – имея 8 человек на борту, летал 1 час 54 минуты.
В августе 1913 года авиаконструктор с коллективом начал строительство самолета, получившего название «Илья Муромец». Этот самолет стал предшественником как многоместных пассажирских лайнеров, так и тяжелых бомбардировщиков.
Первый самолет «Илья Муромец» поднялся в воздух 10 декабря 1913 года. После нескольких подлетов в пределах аэродрома и дооборудования самолет 29 января 1914 года впервые совершил полет по кругу, 11 февраля летал над Санкт - Петербургом. 12 февраля могучая машина установила мировой рекорд. В первый полет до Пулкова и обратно «Илья Муромец», которым управляли молодые летчики, Сикорский взял 8 человек. Так как 40-минутный полет на высоте 500 метров показал, что возможности машины далеко не исчерпаны, авиаконструктор вторично взлетел, имея на борту 14 человек и собаку. 6 минут самолет летал над аэродромом, спустился и принял на борт еще двоих. С экипажем и пассажирами продержался в небе 17 минут и благополучно приземлился, установив мировой рекорд.
Игорь Сикорский (в центре, перед пропеллером) стоит с группой друзей перед Ильей Муромцем в марте 1914 г. На этот самолете Сикорский совершил свой уникальный перелет в Киев летом 1914 г.
Тогда Дмитрий Павлович Григорович, посочувствовав пилоту, уговорил Щетинина отремонтировать летающую лодку капитана бесплатно, чтобы получить опыт работы с гидросамолетами. Прижимистый Щетинин согласился.
Весной успешно прошел испытания вариант самолета на поплавках, остававшийся крупнейшим гидросамолетом мира до 1917 года. Новым мировым достижением стал подъем «Ильи Муромца» 4 июня 1914 года на высоту 2000 метров с 10 человеками на борту. 5 из них были депутатами Государственной думы; они убедились в возможностях машины как бомбардировщика.
Заслуги И.И. Сикорского перед страной оказались столь велики, что недоучившегося авиаконструктора удостоили звания почетного инженера и наградили орденом Св. Владимира IV степени, давшим ему дворянство.
В том же году И.Сикорский совершил перелет Петербург- Киев – Петербург. Приняв на борт 1610 кг груза, 15 июня машина поднялась в воздух. Пилотировал ее сам И.Сикорский. через 7 часов приземлились в Орше, после заправки, продолжили путь. В полете лопнул бензопровод, начался пожар, но пилоту с помощниками удалось остановить двигатель и ликвидировать пламя. Пришлось сесть в поле для ремонта. Утром продолжили полет. Летели в туман и под дождем. Сикорскому помогло удерживать машину умение испытателя. Обратный путь оказался нелегким, вновь пришлось устранять течь. Тем не менее путь из Киева до Петербурга машина прошла за 14 часов 38 минут. Начавшаяся мировая война не позволила отметить достижение.
Сикорский продолжил работу и по другим видам самолетов ( двухместный бомбардировщик С-15, двухместный истребитель-биплан С-16, двухместный биплан-разведчик С-17, двухфюзеляжный биплан С-19, истребитель С-20). Одновременно Сикорский готовил новую «серию В» тяжелых бомбардировщиков (С-23).
И.И.Сикорский находился на фронте и готовил самолеты и экипажи к боевым действиям, наблюдая за деятельностью своих самолетов, он сразу же вносил коррективы в конструкцию.
Илья Муромец (тип Б) оснащенный двигателями Сальмсон в Петрограде вскоре после начала первой мировой войны
В декабре 1915 года в производство пошла «серия г» самолетов «Илья Муромец», оснащенными как импортными, так и первыми отечественными двигателями. На одном из них удалось подняться на высоту 52000 м с грузом 1340 кг , скорость машины достигла 137 км в час. Один из самолетов «Илья Муромец» в 1916 году пролетел 10 000 верст и сбросил свыше 400 пудов бомб.
Зарузка бомб на самолет «Илья Муромец»
Итак, самолеты типа «Илья Муромец», которые могли поднять сотни килограммов бомб, использовали в качестве дальних разведчиков и бомбардировщиков, а со временем они составили основу авиации дальнего действия и благодаря превосходным качествам явились лучшими тяжелыми самолетами того времени.
Однако. Революционные события 1917 года остановили развитие тяжелобомбардировочной авиации.
Модель первого вертолета И.Сикорского
Так как контракт Сикорского окончился, а работы по специальности в России не было, инженер выехал весной 1918 года во Францию. К началу августа по заказу авиатехнической службы страны авиаконструктор спроектировал самолет. Способный поднять 1000 килограммовую бомбу. После прекращения Первой мировой войны заказ на бомбардировщики аннулировали. Не найдя работы, авиаконструктор весной 1919 года отправился в США.
В США русский конструктор поначалу бедствовал – давал уроки математики и читал лекции по астрономии. Но не таков был его характер, чтобы распрощаться с делом своей жизни. Первое созданное им конструкторское бюро на Лонг-Айленде в Нью-Йорке размещалось... в курятнике. С такими монстрами как "Boeing" и "Martin" без денег конкурировать было трудно. Но тут ему улыбнулась удача: русский композитор Сергей Рахманинов неожиданно сделал "Сикорски Аэроинжиниринг Корпорейшн" рекламу, став её вице-президентом и скупив акции на 5 тысяч долларов. Говорили, что он сделал это в память о младшем брате прапорщике Николае, который служил в русской армии в 34-м корпусном авиаотряде и погиб во время сильного артобстрела. Вместо курятника Сикорский смог арендовать ангар, и дела быстро пошли в гору. К апрелю 1924 года был готов его первый американский самолёт S-29A.
Биографы Сикорского говорят, что всю жизнь он летел против ветра – самолёты корёжило при посадках, S-35, созданный впопыхах из-за нетерпения французского заказчика Рене Фонка, не смог оторваться от земли и сгорел... Но ведь летел, хоть и против ветра! Самолёт-амфибия S-38 принёс ему крупный успех и заказы компании "Pan-American". В своей книге "Русские воздушные богатыри И.И.Сикорского" К.Н.Финне пишет, что "русские лётчики и инженеры в Америке сумели зарекомендовать себя так хорошо, что при образовании новых предприятий лица, их финансировавшие, ставили условием, чтобы половина инженеров была русскими".
Летающая лодка Сикорского S-42 в 1934 году устанавливала один за другим мировые рекорды грузоподъёмности и скорости. Ну а самое главное, он смог реализовать мечту своей юности, а ещё раньше – мечту Леонардо да Винчи и Ломоносова о создании винтокрылой машины. Сикорского в США прозвали "мистер Вертолёт" – в 1952 году его S-52 совершил первый перелёт через Атлантику и Тихий океан с дозаправкой в воздухе, а следующая модель S-55 вообще не знала себе равных, поэтому её и облюбовали американские президенты, а вслед за ними и Никита Хрущёв. Первые вертолёты с автопилотом – тоже детище Сикорского. Вертолёты-краны, вертолёты-амфибии, вертолёты-тральщики, турбинные вертолёты с убирающимися шасси. А ещё – 15 типов самолётов.
Вертолеты Сикорского установили несколько мировых рекордов; в последующие годы они поставлялись в армию, их закупали различные гражданские государственные агентства и авиакомпании. Вертолет S-51 широко применялся в боевых операциях во время войны в Корее.
Вклад Сикорского в развитие мировой авиации оценен по достоинству. Его имя включено США в Национальный зал славы изобретателей наряду с Эдисоном, Ферми и Пастером. А почётная медаль Джона Фрица "за научно-технические достижения в области фундаментальных наук" в области авиации была присуждена только двум инженерам – Игорю Сикорскому и Орвиллу Райту. Только одному русскому – Игорю Сикорскому...
Умер И.И.Сикорский в Истоне (шт. Коннектикут) 26 октября 1972.