ПОЛИКАРПОВ Николай Николаевич (8.07.1892-30.07.1944) - Советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940).
Родился 10 июня (28 мая) 1892 г. в селе Георгиевском Ливенского уезда Орловской губернии, в семье сельского священника. Закончив Ливенское духовное училище, учится в Орловской семинарии, которую, однако, не заканчивает: сдав экстерном экзамены за курс гимназии, он в 1911 г. поступает на механическое отделение Петербургского политехнического института, а с 1914 года, увлекшись авиацией, занимается на воздухоплавательных курсах при кораблестроительном отделении института.
В 1916 г., после защиты дипломного проекта, Николай Николаевич получает направление на авиационное отделение Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), где до 1918 г. под руководством выдающегося русского конструктора И.И.Сикорского работает заведующим производством. Участвовует в постройке самолёта «Илья Муромец» и проектировании истребителей РБВЗ. После революции Сикорский эмигрирует, приглашая с собой и Поликарпова. Но тот отказывается...
С 1918 работал на заводе «Дукс» (авиазавод №1), где до 1923 г. руководил техническим отделом. В содружестве с некоторыми конструкторами – одиночками в 1923 году Поликарпов построил истребитель с мотором водяного охлаждения И-1. Это был первый серийный советский истребитель, построенный в 33 экземплярах.
Истребитель И-1 (Ил-400)
В дальнейшем Поликарпов занимался преимущественно истребителями, резонно считая, что невозможно в одиночку овладеть всем. Так как и создать истребитель в одиночку было невозможно, вокруг Н.Н.Поликарпова возникло КБ из специалистов. В 1925 году авиаконструктор предложил доныне существующую схему, при которой за конструирование отдельных узлов самолета (крылья, фюзеляж, шасси и т.д.) отвечали специализированные группы. Появились группы аэродинамики, внешних видов, прочности. Такая специализация позволяла избегать многих ошибок.
Весной 1923 г. Поликарповым был создан первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400), ставший первым в мире истребителем - свободонесущим монопланом. В 1923 под руководством Поликарпова создан и разведчик Р-1. В январе 1925 Н.Н.П. (после отъезда Д.П.Григоровича в Ленинград) добился организации на ГАЗ 1 им. Авиахим опытного отдела и стал его начальником. В феврале 1926 г. Н.Н.Поликарпова назначили начальником отдела сухопутного самолетостроения (ООС) ЦКБ "Авиатреста". В 1927 он создает истребитель И-3, в 1928 - разведчик Р-5 (получил широкую известность в связи со спасением экспедиции парохода "Челюскин"), самолёт первоначального обучения У-2, получивший всемирную известность и переименованного в По-2 после смерти конструктора). У-2 (По-2) строился до 1959 г. За это время выпущено более 40 тысяч машин, на них было подготовлено более 100 тысяч летчиков. Во время Великой Отечественной Войны У-2 успешно применялись в качестве разведчиков, ночных бомбардировщиков.
Поликарпов был необоснованно репрессирован. В октябре 1929 г. его арестовывают по стандартному обвинению - "участие в контрреволюционной вредительской организации" - и без суда приговаривают к высшей мере наказания. Более двух месяцев Поликарпов находился в ожидании расстрела. В декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направляют в "Особое конструкторское бюро" (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод № 39 им. В.Р.Менжинского. Здесь совместно с Д.Григоровичем в 1930 он разработал истребитель И-5, который находился на вооружении 9 лет. В 1931 г. коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей.
Но после удачного показа Сталину, Ворошилову, Орджоникидзе самолета И-5, пилотировавшегося Чкаловым и Анисимовым, было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе Поликарпова. Только в 1956 г. - через 12 лет после смерти конструктора - Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.
В 30-х гг. им были созданы истребители И-15, И-16, И-153 "Чайка", составившие основу советской истребительной авиации в предвоенные годы. 21 ноября 1935 г. на И-15 летчик В.К. Коккинаки установил мировой рекорд высоты - 14575 км.
Очередной самолет конструкции Поликарпова И-3 появился в 1927 году почти одновременно с И-4 А.Н.Туполева. по итогам испытания и эксплуатации И-3 коллектив КБ Поликарпова разработал полутораплан И-5 ( 1930 г .). Самолет оказался удобным в пилотировании, выдвинулся в число лучших отечественных и зарубежных истребителей. В итоге И-3 и И-5 стали основными истребителями советских ВВС периода 2-й пятилетки.
Самолет И-3
Полутораплан И-5
В 1926 году Поликарпов построил двухместный истребитель ДИ-1, в в 1929 году – Ди-2.
Ди-2
Особое место в работе КБ Поликарпова занял разведчик Р-5 (19290. Р-5 участвовали в спасении людей с погибшего «Челюскина». С 1931 года самолет строили серийно. Для флота выпускали вариант на поплавках, для строевых частей – штурмовик Р-5Ш с 7 пулеметами. В гражданской авиации служили почтово-пассажирские П-5 и П-5а.
Всего машин этого типа различных модификаций выпустили около 7000. В 1930 году Р-5 единственный смог выполнить все условия международного конкурса в Тегеране, обойдя французские, английские и голландские машины. Он служил в советских ВВС до Великой Отечественной войны.
Р-5
Уникальным самолетом явился У-2, позднее названный по имени конструктора По-2. Он был разработан в 1928 году для конкурса, который Военно-воздушные силы объявили на создание учебного самолета, способного заменить иностранные. У-2 применяли в сельском и лесном хозяйстве, для перевозки почты, больных и аэрофотосъемок.
Неожиданно удобным оказался самолет в качестве ночного бомбардировщика, позволявшего на бреющем полете бомбить неприятельские позиции. Машину использовали на фронте до победы и в различных модификациях выпускали массово до 1953 года.
У -2
В 1931 году Н.Н.Поликарпова назначили руководителем 2-й бригады в составе ЦКБ, которым руководил С.В.Илюшин. В 1933 – 1938 гг. он возглавил разработку истребителей И-15, И-16, И-153 «Чайка», которые составили основу отечественной истребительной авиации перед войной. Истребители И-15, И16 испытывал В.П.Чкалов.
На облегченном самолете этого типа 21 ноября 1935 года летчик В.К. Коккинаки достиг высоты 14575 м , установив новый мировой рекорд.
Истребитель И-15, И - 16 и И -180
Истребитель И-16 явился самым скоростным и новаторским для своего времени. Это был первый советский скоростной моноплан с убирающимися шасси и винтом изменяемого шага. Он стал одним из первых в мире действительно боевых самолетов. Самолет участвовал в боях на Халкин-Голе и в Испании.
В 1938-1944 гг.авиаконструктор разработал несколько опытных военных самолетов. В частности, модернизацией И-16 стал И-180А, от которого ожидали скорость 585 км/ч.
В начале 1938 года был построен истребитель И-180. при испытаниях 15 декабря 1938 года произошла трагедия – погиб В.П.Чкалов. последующие две аварии и катастрофа заставили отказаться от этой машины.
Перед войной авиаконструктор побывал в Германии, осмотрел самолеты и заводы. Увиденное внушало опасения, ибо новейшие германские истребители превышали возможности поликарповских. В 1940 году КБ Поликарпова начало разрабатывать истребитель И-185 с тремя пушками и тогда уникальной скоростью до 685 км в час на высоте 6150 м. В 1940 году Н.Н.Поликарпова удостоили звания Героя Социалистического Труда.
И - 185
Н.Н.Поликарпов многие годы был преподавателем, а с 1943 года – профессором Московского авиационного института. Трудолюбивый, блестящий организатор. Н.Н.Поликарпов был незаурядной личностью и предложил целый спектр новшеств. В числе используемых им новинок были убирающиеся шасси, герметическая кабина, стреляющая через винт пушка. Он работал в контакте с летчиками, что позволяло учитывая их пожелания, их опыт, вносить усовершенствования в машину. За заслуги Николая Николаевича наградили двумя орденами Ленина и орденом Красной Звезды, удостоили Государственной премии СССР 1941 и 1943 годов.
Скончался Николай Николаевич Поликарпов 30 июля 1944 года в Москве.