Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer, Фе́нсер — англ. Фехтовальщик) — советский/российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.
17 января 1970 года Су-24 совершил первый полёт. ГСИ проведены с января 1970-го по июль 1974-го. Су-24 принят на вооружение 4 февраля 1975. На базе самолета созданы модификации — разведчик и постановщик помех. Су-24М, МР, МП, М2 оборудованы системой дозаправки в воздухе.
Выпускался на Новосибирском авиазаводе и КнААПО. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин.
Модернизированный Су-24М2 совершил первый полёт в 2001 году. Предварительный этап испытаний начат в 2004 году. В 2006 годумодернизированный самолёт находился на завершающей стадии испытаний. В 2007 году первые 2 Су-24М2 были переданы в Липецкий центр боевого применения. Поставка всех заказанных Су-24М2 первой партии для ВВС России была завершена в декабре 2009 года.
Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений — 16° на взлёте и при посадке, 35° в крейсерском дозвуковом полёте, 45° при боевом маневрировании и 69° при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси.Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное. Катапультные кресла типа К-36ДМ.
На самолёте установлены два ТРДФ АЛ-21Ф-3 с тягой на форсаже 2х11500 кгс. Топливная система имеет ёмкость 11 700 литров, плюс возможна подвеска двух дополнительных баков по 3000 л каждый, что увеличивает перегоночную дальность до 2850 км. В носовой части машины имеется убираемая штанга топливоприёмника воздушной заправки по системе «шланг-конус».
Бортовая цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» массой 837 кг с РЛС переднего обзора «Орион-А» и РЛС предупреждения о столкновении при низковысотном полёте «Рельеф» обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40—50 метров. Также имеется режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности.
Максимальная взлётная масса машины — 39,7 т, максимальная скорость полёта на высоте составляет 1700 км/ч, потолок — 11500 м.
Некоторые технические решения при проектировании Су-24 были позаимствованы у американского истребителя-бомбардировщика F-111.
ЛТХ: |
Модификация | Су-24 |
Размах крыла, м | |
максимальный (69 град) | 17,64 |
минимальный (16 град) | 10,37 |
Длина самолета, м | 22,67 |
Высота самолета, м | 5,92 |
Площадь крыла, м2 | |
при угле 69 град. | 51,02 |
при угле 16 град. | 55,16 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 21200 |
нормальная взлетная | 32300 |
максимальная взлетная | 39700 |
Топливо | |
внутренние топливо, кг | 9800 |
внутренние топливо, л | 13000 |
ПТБ | 4 х 1250 или 2 х 3000 |
Тип двигателя | 2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21-ФЗ |
Тяга, кгс | |
нефорсированная | 2 х 7800 |
форсированная | 2 х 11200 |
Максимальная скорость, км/ч | |
на высоте | 1700 (М=1.6) |
на уровне моря | 1400 (М=1.15) |
Перегоночная дальность, км | 3055 |
Боевой радиус действия, км | 600 |
Практический потолок, м | 11000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 6.5 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение: | одна 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23М (500 патронов) Боевая нагрузка - 7000 кг на 8 узлах подвески Бомбы от 100 до 1500 кг, разовые бомбовые кассеты или контейнеры малогабаритных грузов КМГУ-2. Блоки НАР калибром от 57 до 370 мм. УР класса ╚воздух-воздух╩ Р-55 УР воздух-поверхность Х-23 и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58. до трех подвижных установок СППУ-6 с ГШ-6- 23М. |