Sukhoi Superjet 100 (сокр. SSJ 100, сертификационное название семейства самолётов RRJ — Russian Regional Jet) — российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный компанией «Гражданские самолёты Сухого» при участии ряда иностранных компаний.
Разработку самолёта осуществляет ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» (ЗАО «ГСС»).
Производство самолёта осуществляется в городе Комсомольске-на-Амуре в КФ ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» при участии ОАО «КнААПО».
19 мая 2008 года состоялся первый полет регионального пассажирского самолета "Сухой Суперджет-100" (Superjet-100 или SSJ-100, прежнее наименование RRJ - Russian Regional Jet).
Событие, которого с таким нетерпением ждала вся российская общественность и которое несколько раз откладывалось, прошло на удивление скромно - в стиле, больше характерном для советского периода тотальной засекреченности нашего авиапрома. Это выглядело настолько непонятным, особенно на фоне безудержной рекламы самолета, которую на протяжении уже нескольких лет в России и за рубежом ведет его разработчик - ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), что практически сразу же вызвало кривотолки. "Это, мягко говоря, странное и необычное поведение, - сказал на следующий день после полета аналитик компании RyeMan&GorSecurities Ленар Хафизов. - Как правило, авторитетные авиастроительные компании осуществляют такого рода презентации на публичном уровне. Самыми желанными гостями являются потенциальные заказчики и журналисты, которые пафосно описывают преимущества... новинки. Я убежден, что авиационный мир будет воспринимать "скрытый" полет SSJ-100 двузначно... Конспиративную тактику можно толковать как страх, неуверенность и недоверие к возможностям и свойствам SSJ-100".
К началу 2000-х годов большая часть среднемагистральных и региональных авиаперевозок в России совершалась на самолётах Ту-134,Ту-154 и Як-42. При этом серийное производство Ту-134 и Як-42 было прекращено в 1984 и в 2010 году соответственно (фактически, выпуск Як-42 после 2003 г был очень незначителен). Эти типы самолётов (за исключением Ту-154М и ЯК-42) не соответствуют современным требованиям ИКАО по выхлопам вредных веществ в атмосферу и шуму. При стремительном устаревании авиапарка советского производства авиакомпании вынуждены были закупать самолёты (чаще всего — бывшие в употреблении) за рубежом.
В 2000 году ОАО «Компания „Сухой“» приняло решение разработать пассажирский самолёт для ближних и средних линий, для этого в этом же году в составе холдинга «Сухой» было созданозакрытое акционерное общество «Гражданские самолёты Сухого» (ЗАО «ГСС»). Новый российский лайнер получил название «Российский региональный самолёт» (Russian Regional Jet). В декабре2002 года ГСС заключил долгосрочные контракты о сотрудничестве с корпорацией «Боинг» и французской фирмой Snecma, совместно с НПО «Сатурн» начавшим разработку двигателя для RRJ.
В 2003 году ГСС с проектом RRJ выиграла конкурс по созданию регионального самолета.
17 июля 2006 года на авиасалоне в Фарнборо компания «Сухой» представила официальное название самолёта, созданного по проекту RRJ — Sukhoi SuperJet 100. 26 сентября 2007, в 12 часов дня по местному времени в Комсомольске-на-Амуре состоялась официальная презентация («выкатка») первого опытного экземпляра Sukhoi Superjet 100. Промо-окраска первого летного экземпляра самолёта выполнена российским дизайнером В. Пирожковым.
20 февраля 2008 года в рамках подготовки к первому полёту в Комсомольске-на-Амуре была успешно проведена первая гонка двигателейSaM146 на первом лётном экземпляре Sukhoi Superjet 100 (№ 95001). 14 мая 2008 года самолёт был впервые испытан на взлётно-посадочной полосе: отрабатывалась рулёжка и пробежка самолёта (разгон на ВПП до 162 км/ч).
19 мая 2008 года Sukhoi Superjet 100 с/н 95001 совершил премьерный полёт. В соответствии с полётным заданием самолёт поднялся на высоту 1200 метров. В ходе полёта лайнер выполнил взлёт, четыре прохода над полосой на разной высоте, пролёт по заданному периметру и заход на посадку. Посадка самолёта прошла успешно.
В сентябре 2010 года Специалисты Центрального аэрогидродинамического института успешно завершили программу сертификационных испытаний конструкции самолёта Sukhoi Superjet 100 на статическую прочность. В период с октября 2008 г. по август 2010 года в испытательной лаборатории ФГУП «ЦАГИ» в полном объёме испытаны на прочность основные агрегаты самолёта: фюзеляж, крыло,вертикальное и горизонтальное оперение, агрегаты механизации крыла, проводка системы управления, узлы навески передней и основной опор шасси, пилон и узлы крепления двигателей, двери, остекление кабины экипажа и пассажирского салона, узлы крепления самолётного оборудования и др. В результате испытаний были получены все необходимые экспериментальные данные, подтверждающие безопасность самолётов SSJ100 и позволяющие продолжить работы с целью дальнейшего развития семейства SSJ100.
В октябре 2010, в ходе испытаний в Турине (Италия), Sukhoi Superjet 100 стал первым российским самолётом, экспериментально подтвердившим соответствие европейским требованиям по уровню шума на местности.
3 февраля 2011 авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета выдал ЗАО Гражданские самолёты Сухого сертификат типа на самолёт Sukhoi SuperJet-100.
19 апреля 2011 первый серийный Sukhoi SuperJet 100 № 95007 был передан в эксплуатацию армянской авиакомпании «Armavia». Лайнер получил собственное имя в честь первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
21 ноября 2011 года, SSJ100 (серийный номер 95004), в Жуковском, пилотируемый экипажем в составе Александра Яблонцева и Вадима Широких, выполнил первые две автоматические посадки по категории IIIA с разными конфигурациями механизации крыла, в рамках доводочных сертификационных испытаний.
3 февраля 2012 года самолёт SSJ-100 получил сертификат типа EASA. Наземные испытания включали нагрузку предельным избыточным давлением гермокабины фюзеляжа, оценку работоспособности кабинных пультов, имитацию удара фрагмента пневматика в крышку топливного бака и подтверждение огнестойкости выполненного из композиционных материалов закрылка. Сертификат EASA позволяет европейским авиакомпаниям и авиакомпаниям государств, в которых нормы EASA приняты в качестве стандарта, получать и эксплуатировать самолёты SSJ100 (RRJ-95B). Sukhoi Superjet 100 стал первым российским пассажирским авиалайнером, сертифицированным в соответствии c авиационными правилами CS-25 EASA.
ЛТХ: |
Модификация | SSJ 100-60 LR | SSJ 100-95 LR |
Размах крыла, м | 27.80 | 27.80 |
Длина самолета, м | 23.87 | 29.87 |
Высота самолета, м | 10.28 | 10.28 |
Площадь крыла, м2 | 77.00 | 77.00 |
Масса, кг | ||
пустого снаряженного самолета | ||
максимальная взлетная | 35790 | 42250 |
Тип двигателя | 2 ТРДДФ CM146 | 2 ТРДДФ CM146 |
Тяга, кгс | 2 х 7945 | 2 х 7945 |
Максимальная скорость, км/ч (М) | ||
Крейсерская скорость, км/ч (М) | (0.87) | (0.78) |
Практическая дальность, км | 4550 | 4420 |
Практический потолок, м | ||
Экипаж, чел | 2 | 2 |
Полезная нагрузка | 60 пассажиров | 95-98 пассажиров или 12245 кг груза |