ТИС - тяжелый истребитель сопровождения. Первый в СССР самолет такого назначения, а вместе с тем двухместный, двухмоторный истребитель, пикирующий бомбардировщик, разведчик, многоцелевой самолет.
Задание на него Поликарпов получил по собственной инициативе осенью 1938 года. ТИС был выпущен в двух последовательных вариантах.
ТИС (А)- с двигателями АМ-37 по 1400 л.с. на высоте 6300 м, выпущенный в 1941 году. В отличие от других самолетов близкой схемы (ВИТ, СПБ, Пе-2, Ту-2), его размеры и площадь крыла значительно меньше (34,85 м), а двигатели крупнее и тяжелее: удельная нагрузка на крыло в полтора раза больше. Вся цельнометаллическая конструкция была хорошо продумана технологически.
Вооружение было исключительно мощным: носовая стрелковая батарея из четырех ШКАС (3000 патронов), в центроплане - две ШВАК-20 (1600 снарядов), один ШКАС назад-вверх и один ШКАС назад-вниз (по 750 патронов). Масса секундного залпа -5,12 кг. Бомб - две по 500 кг на наружней подвеске.
Самолет был выпущен весной 1941 года перед войной, по тому времени был новым типом, основанным на опыте ВИТ и СПБ. Первый полет был только в сентябре, потом последовала эвакуация., где и проводились испытания, затянувшиеся до 1943 года. Летные качества были неплохие: скорость у земли 490 км/час, на высоте 1500 м 515 км/час, время набора высоты 7000м 11,5 мин. Но было уже поздно, вопрос о серии не возникал.
ТИС (МА) - тяжелый истребитель сопровождения, предназначенный для борьбы со скоростными бомбардировщиками, но не пикирующий бомбардировщик. Предполагалось установить двигатели АМ-39, но, ввиду их отсутствия, были установлены АМ-38. Размеры и формы самолета были те же, что и ТИС (А), но радиаторы вынесены в консоли крыла с входными и выходными туннелями.
Вооружение было еще усилено: в носу фюзеляжа - два пулемета БС, в центроплане - две пушки калибра 37 мм у бортов фюзеляжа (пробовали даже калибр 45 мм) и один пулемет ШКАС вверх-назад. Бомб - две по 500 кг на наружней подвеске.
Первый полет был 13 июня 1944 года. Летные качества были столь же хорошие.
Летно-технические характеристики двухмоторных самолетов Поликарпова приводятся по данным заводских испытаний:
Характеристики | ||||||
ВИТ-1 | ВИТ-2 | СПБ | ТИС-А | ТИС-МА | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Экипаж, чел | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | |
Размеры. | ||||||
Размах крыла, м | 16.5 | 16.5 | 17.0 | 15.5 | 15.5 | |
Длина самолета, м | 12.7 | 12.25 | 10.4 | 11.7 | 11.7 | |
Площадь крыла, м² | 40.4 | 40.76 | 42.93 | 34,8 | 34,8 | |
Силовая установка | ||||||
Мотор | 2 x M-103 | 2 x M-105 | 2 x M-105 | 2 x АM-37 | 2 x АM-38 | |
Мощность, л.с. | 2 x 960 л.с. | 2 x 1050 л.с. | 2 x 1050 л.с. | 2 x 1400 л.с. | 2 x 1665 л.с. | |
Массы и нагрузки, кг: | ||||||
Пустого самолета | 4013 | 4032 | 4950 | 58000 | 6261 | |
Нормальная взлетная | 6453 | 6302 | 6940 | 7840 | 8280 | |
Летные данные. | ||||||
Максимальная скорость у земли, км/ч | 450 | 486 | 450 | 490 | - | |
Максимальная скорость на высоте 4,5км, км/ч | 530 (3км) | 513 | 510 | 555(5,8) | 530(4) | |
Посадочная скорость, км/ч | - | - | 140 | 150 | 139 | |
Практический потолок, м | 8000 | 8200 | 8500 | 10250 | 12500 | |
Вооружение | ||||||
Число пушек и пулеметов | 37+2xШВАК20 +ШКАС |
2x37+2xШВАК20 +2xШКАС |
4xШКАС | 2xШВАК20 +6xШКАС |
2x37+2xБС +ШКАС |
|
Бомб в фюзеляже + на внешней подвеске, кг | 600+2x500 | - | 800+700 | -+2x500 | -+2x500 |
Тяжелый истребитель сопровождения ТИС-МА.