И-180 - в нескольких вариантах проектировался и строился на замену И-16, как массовый истребитель для полутораста тысяч летчиков, которые должны были быть выпущены в ближайшие годы согласно выдвинутому лозунгу. По схеме он повторял И-16, но с несколько большими размерами и мощностью и значительно более высокими летно-техническими качествами. Судьба первых трех опытных экземпляров оказалась трагичной
И-180-1 На первом из них, в первом полете 15 декабря 1938 года, погиб В.П. Чкалов. Причиной была остановка двигателя. В тот день был мороз 24 градуса. При снижении самолета на малых оборотах двигатель переохладился, и при попытке увеличить режим заглох. Чкалов совсем немного не дотянул до ВПП.
Конструкция самолета цельнометаллическая, рассчитанная на широкое применение прессованных профилей, литье и штампованных деталей. Отличительной особенностью самолета было крыло с нулевой стреловидностью по передней кромке с большим сужением к законцовкам.
Вооружение состояло из четырех синхронных пулеметов ШКАС (два над двигателем и два в центроплане). Однако в таком виде проект не был реализован. Из-за неготовности авиазаводов к освоению новых технологий самолет был перепроектирован и строился смешанной конструкции. Фюзеляж - деревянный монокок, крыло c трубчатыми лонжеронами и нервюрами из дуралюминовых профилей, носок крыла дуралюминовый и к нему приклепана тесьма, за которой шла полотняная обшивка. Оперение дуралюминовое, обшика рулей и элеронов - полотно. Шасси трехстоечное пирамидальное, его уборка пневматическая. В первом и последнем полете уборка шасси была заблокирована.
И-180-2 На втором из них, 5 сентября 1939 года в 53-ем полете разбился летчик-испытатель Томас Сузи. Причиной катастрофы явилось ослепление летчика горячим маслом вследствие разрушение подкапотного маслорадиатора. Самолет, как таковой, не был опорочен, и катастрофа не отразилась на выпуске третьего опытного экземпляра и внедрении самолета в серию.
И-180-3 Первый полет состоялся 10 февраля 1940 года. Заводские испытания прошли в общем благополучно и самолет показал высокие летные качества (Vmax=575 км/час).
Однако цепь неудач самолета И-180 продолжалась. 26 мая 1940 года, на ровном месте капотирует опытнейший летчик Степан Супрун. Немногим больше, чем через месяц, 5-го июля, летчик НИИ ВВС Афанасий Прошаков, исчерпав все свои возможности по усмирению штопорящего вверх ногами И-180, выбросился с парашютом и неуправляемая машина врезалась в землю. Постройка первой серии продолжалась.
И-180 серийный. Первые три самолета из серии в десять самолетов были выпущены в декабре 1939 года и проходили серийные испытания. К 1 мая 1940 года были выпущены все десять, а три из них были показаны на первомайском параде.
Неожиданно, в конце 1940 года И-180 сняли с производства. По существующей версии основную роль во всех самолетах Поликарпова после 1940 года сыграл молодой заместитель наркома авиапрома по новой технике А.С. Яковлев. Ни один новый самолет Поликарпрова не был запущен в серию, хотя выпускались более худшие самолеты Лавочкина. Осуществлялся и в авиации принцип партии, что незаменимых людей нет. Как пишет Яковлев в своей книге "Рассказы авиаконструктора" - Поликарпов "вдруг оказался побежденным молодыми, неизвестными конструкторами".
Последние истребители Поликарпова | ||||||
И-180-1 | И-180-2 | И-180-3 | И-185 (И) | И-185 эт. | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Год выпуска | 1938 | 1939 | 1940 | 1941 | 1942 | |
Размеры. | ||||||
Размах крыла, м | 9.0 | 10.05 | 10.09 | 9.80 | 9.80 | |
Длина самолета, м | 6.79 | 6.79 | 6.88 | 8.10 | 8.05 | |
Площадь крыла, м² | 14.68 | 16.11 | 16.11 | 15,53 | 15,53 | |
Силовая установка | ||||||
Мотор | M-88 | M-87Б | M-88Р | M-82А | M-71 | |
Мощность, л.с. | 960/1100 | 950/1100 | 1000/1100 | 1330/1600 | 1625/2000 | |
Массы и нагрузки, кг: | ||||||
Пустого самолета | 1710 | 1847 | 2020 | 2717 | 3130 | |
Максимальная взлетная | 2331 | 2459 | 2638 | 3418 | 3825 | |
Лётные данные | ||||||
Максимальная скорость, км/ч | у земли | 435 | 408 | 455 | 549 | 600 |
на высоте | 557 | 540 | 575 | 615 | 680 | |
м | 5000 | 5850 | 7000 | 6470 | 6100 | |
Посадочная скорость, км/ч | 120 | 130 | 130 | 155 | 150 | |
Практический потолок, м | 10250 | 10250 | 11050 | - | - | |
Вооружение | ||||||
Число пушек и пулеметов | 4xШКАС | 4xШКАС | 4xШКАС | 3xШВАК20 | 3xШВАК20 | |
Бомб на внешней подвеске, кг | 200 | 200 | 200 | 4Х100 | 4x100 |
И-180-3 на лыжном шасси, весна 1940 г.
The I-180-3 fighter on ski a landing gear.