Этот самолет, созданный под руководством Поликарпова в 1928 году стал одним из лучших и самых известных отечественных самолетов. Он применялся более 35 лет. После смерти Поликарпова в 1944 году самолет в честь его создателя переименовали в По-2.
У-2 разрабатывался для первоначального обучения и как нельзя лучше соответствовал своему назначению. Он обладал прекрасными пилотажными качествами, в штопор его можно было ввести только преднамеренно, и он легко выходил из него. У-2 прощал даже очень грубые ошибки летчика, а благодаря отличным взлетно-посадочным характеристикам мог взлетать и садиться на площадки очень малого размера, зачастую совершенно не подготовленные.
По своей схеме У-2 - типичный биплан. Конструкция деревянная с полотняной обшивкой. Мотор воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л.с. - первый полностью отечественной конструкции. Как и самолет, мотор М-11 оказался на редкость удачным. Более двух десятилетий он оставался основным и практически единственным отечественным двигателем для легкомоторной авиации. У-2 строился не только как учебный самолет. Он имел множество вариантов самого разнообразного назначения.
Среди них сельскохозяйственные (для опыления), связные, штабные, санитарные, для аэрофотосъемки, пассажирские, поплавковые и целый ряд экспериментальных. В годы Великой отечественной войны этот небольшой учебный самолет переделали в легкий ночной бомбардировщик, который мог брать до 350 кг бомб. В задней кабине этого самолета, названного У-2ВС, располагалась стрелковая точка с пулеметом. На фронтах действовало несколько авиационных полков, вооруженных У-2ВС, которые в ночное время суток наносили удары по переднему краю и ближним тылам противника.
У-2 строился серийно до 1935 года, а эксплуатировался еще дольше. Всего было выпущено 33000 таких самолетов.
Учебные и спортивные самолеты | |||||
У-1 | У-2 | УТ-2 | УТ-1 | ||
---|---|---|---|---|---|
Экипаж, чел. | 2 | 2 | 2 | 1 | |
Год выпуска | 1922 | 1928 | 1935 | 1937 | |
Геометрия | |||||
Длина самолета, м | 8.78 | 8.17 | 7.0 | 5.75 | |
Размах крыла, м | 10.85 | 11.4 | 10.2 | 7.3 | |
Площадь крыла, м² | 30 | 33.15 | 17.12 | 9.58 | |
Массы, кг | |||||
Взлетный вес | 840 | 890 | 932 | 598 | |
Силовая установка | |||||
Мотор | М-2 | М-11 | М-11Г | М-11Е | |
Мощность, л.с. | 120 | 100 | 110 | 150 | |
Лётные данные | |||||
Скорость, км/ч | максимальная | 137 | 150 | 205 | 257 |
посадочная | 68 | 67 | 90 | 80 | |
Практический потолок, м | 4500 | 3820 | 3100 | 7120 |