И-15-один из лучших в мировой практике самолетостроения образцов истребителя-биплана - был разработан в 1933 году в КБ Поликарпова. По схеме и конструкции И-15 представлял собой дальнейшее развитие истребителя И-5, но имел более совершенную аэродинамику и гораздо более мощный мотор воздушного охлаждения М-25 (лицензионное воспроизводство американского Райт "Циклон" Ф-3). Характерная особенность И-15 заключалась в своеобразной форме верхнего крыла, имеющего схему "чайка", что способствовало уменьшению аэродинамического сопротивления и давало лучший обзор вперед-вверх.
Летные испытания И-15 начались в декабре 1933 года. Истребитель по всем показателям превзошел И-5. В 1934 году И-15 был запущен в серию. Устойчивый, легкоуправляемый, с высокими летными данными, исключительной маневренностью и отличными взлетно-посадочными характеристиками, этот истребитель пользовался заслуженной любовью летчиков.
Боевое применение И-15 стал одним из первых отечественных боевых самолетов, на котором советские летчики-добровольцы вступили в борьбу с фашистами осенью 1938 года в Испании. Воздушная война в небе Испании показала превосходство И-15 над основными истребителями мятежников - немецким Хейнкель Не-51-А-1 и итальянским Фиат CR.32. Последний был быстрее, тяжелее, однако с пикирования итальянцы частенько уходили от расправы И-15-х. Обычно пилоты "фиатов" старались внезапно ударить по "чато"и уйти. С другой стороны маневренность "фиатов" была значительно хуже И-15. Однако если "чато" попадал под огонь крупнокалиберных пулеметов "фиата", то шансов продолжить бой на равных было немного. С другой стороны четыре ШКАС-а винтовочного калибра не могли принести большого вреда итальянцам. Обычно республиканские летчики старались поразить радиатор противника. Подробно о воздушных боях и сравнении самолетов на странице: Фиат CR.32.
В небе Испании И-15 впервые встретились с Ме-109 из легиона "Кондор". Пилоты "мессеров" использовали тактику внезапной атаки и ухода в не зависимости от того, удалось ли сбить противника.
В 1939-ом в конфликте на реке Халкин - Гол наши летчики встретились в бою с японцами. По основным показателям И-15 превосходил японский истребитель-биплан Ki.10 (в СССР он назывался И-95). Однако первые бои И-15 с Ki-27 Nate (И-97 - моноплан фирмы Nakajima) показали полное превосходство последнего. Положение было выправлено только с появлением на Халкин Голе И-16.
Благодаря высоким боевым качествам И-15 приобрел репутацию сильнейшего маневренного истребителя. Как это ни парадоксально, признание к И-15 пришло уже после того, как его сняли с производства (всего за 1934-1936 годы построили 384 самолета).