Ту-334 — российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в 90-х годах с целью заменить выводящиеся из эксплуатации Ту-134, Ту-154Б и Як-42. По ряду причин серийное производство самолета организовано не было. По состоянию на июнь 2013 года проект заморожен, но формально не закрыт.
Работа над Ту-334 началась ещё в конце 1980-х годов, однако разработка и производство велись медленно из-за финансовых проблем. Первоначально планировалось развернуть производство Ту-334 на двух заводах — в России на КАПО имени С. П. Горбунова и на
Украине на киевском заводе «Авиант», но впоследствии принято решение производить его только в России.
Прототип Ту-334 совершил первый полёт 8 февраля 1999 года в 12 часов 50 минут по московскому времени под командованием А. Н. Солдатенкова и был впоследствии показан на нескольких авиационных выставках. Было изготовлено два лётных образца Ту-334. В 2003 году был представлен базовый вариант Ту-334-100 для серийного производства. На середину 2007 года собрано в общей сложности пять планеров (в том числе два для проведения статических и ресурсных испытаний и два лётных экземпляра).
30 декабря 2003 года самолёт Ту-334-100 получил Сертификат типа СТ231-Ту-334-100. В 2005 году был проведен ряд испытаний для расширения ожидаемых условий эксплуатации. В результате выполненных работ к Сертификату типа была получена карта данных издания № 2, подтверждающая возможность эксплуатации самолета без ограничений практически во всех регионах мира. В дальнейшем проводились дополнительные испытания самолета.
15 апреля 2005 года подписано постановление Правительства об организации серийного производства Ту-334 на КАПО имени С. П. Горбунова. Однако это постановление не выполнено, Ту-334 не был включен в Федеральную целевую программу «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года». По данным Счетной палаты Российской Федерации, это произошло не по результатам анализа рынка, изучения спроса и предложения, а в связи с тем, что разработчиками ФЦП Ту-334 признан конкурентным по отношению к проекту RRJ.
Существует распространенное мнение, что руководство Объединенной авиастроительной корпорации целенаправленно саботирует запуск Ту-334 в серийное производство, опасаясь, что он станет прямым конкурентом основному детищу ОАК — Суперджет-100.
Несмотря на сложности с запуском в серийное производство, проект Ту-334 имеет шансы на дальнейшее развитие.
По мнению Павла Власова, руководителя ЛИИ им. Громова, Ту-334 на испытаниях показал себя с лучшей стороны. Однако это самолет ушедшей советской эпохи, он вполне мог бы иметь применение в 90е гг., но теперь устарел и не имеет будущего.
В 2011 году глава совета директоров ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев заявил, что хочет реанимировать проект самолета Ту-334. Для этого он предложил ОАО «Туполев» выкупить один из двух выпущенных ранее лайнеров Ту-334 и начать его коммерческую эксплуатацию в компании, которая принадлежит «Мотор Сич».
14 августа 2012 года в СМИ была опубликована информация о том, что ООО «Русавиа-Сокол М», 51 % уставного капитала которой принадлежит иностранному инвестору, готова приобрести два самолета в компоновке 8 пассажиров бизнес-класса, остальное — эконом-класс. Также заявляется, что эта компания уже закупила для достраиваемого на КАПО самолета № 94003 авиадвигатели Д-436Т1, провела авансовые платежи.
Данные о затратах госбюджета России на проект существенно разнятся — от 100 миллионов до 1 миллиарда долларов.
ЛТХ: |
Модификация | Ту-334-100 |
Размах крыла, м | 29.77 |
Длина самолета,м | 31.26 |
Высота самолета,м | 9.38 |
Площадь крыла,м2 | 83.23 |
Масса, кг | |
пустого снаряженного самолета | 38360 |
максимальная взлетная | 47900 |
Внутреннее топливо, кг | 10100 |
Тип двигателя | 2 ТРДД Д-436Т-1 ( ТРДД Д-436Т-2 ) |
Тяга, кН | 2 х 73.6 (83.4) |
Крейсерская скорость, км/ч | 820 |
Практическая дальность, км | 3150 |
Практический потолок, м | 11100 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | 102 пассажира или 11000 кг груза или 6 контейнеров типа LD-3 |