Ил-76 (по кодификации НАТО: Candid — «искренний, прямой») — советский/российский тяжелый военно-транспортный самолёт, разработанный ОКБ Ильюшина. В Китае создана копия этого самолета Y-20, пока еще с российскими двигателями Д-30КП.
28 июня 1966 года Министерство авиационной промышленности СССР поручило ОКБ С. В. Ильюшина провести исследовательские работы по созданию проекта военно-транспортного самолёта Ил-76. Уже 25 февраля 1967 года Генеральный конструктор С. В. Ильюшин утвердил разработанное техническое предложение по созданию Ил-76. 27 ноября 1967 года Советом Министров СССР было принято постановление о начале работ по созданию Ил-76. Работы по созданию самолёта проходили под руководством заместителя Генерального конструктораГ. В. Новожилова (с 28 июля 1970 года, Новожилов — Генеральный конструктор ОКБ московского машиностроительного завода «Стрела»).
Разработка эскизного проекта самолёта велась под руководством Д. В. Лещинера.
С 12 по 31 мая 1969 года работала Макетная комиссия под руководством командующего ВТА генерал-лейтенанта Г. Н. Пакилева, тогда на изготовленном в натуральную величину макете самолёта проверялось в том числе и размещение различной военной техники в самолёте. Акт работы Макетной комиссии был утверждёнГлавнокомандующим ВВС П. С. Кутаховым 20 ноября 1969 года.
Постройка первого опытного самолёта проводилась в Москве на машиностроительном заводе «Стрела». Первый полёт самолёт совершил 25 марта1971 года с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе (Командир — Герой Советского СоюзаЭ. И. Кузнецов), посадку совершил на аэродроме Раменское.
В мае 1971 года самолёт был впервые представлен вниманию международной общественности на авиасалоне в Ле Бурже. Испытания самолёт проходил в гарнизоне Кречевицы (близ Великого Новгорода) и в этой же дивизии (Витебск-Северный, Кречевицы, Кресты (Псков) впервые встал на вооружение ВВС СССР. Хорошо зарекомендовал себя на учениях «Щит-76» и «Щит-78». Показал себя с лучшей стороны в Афганистане.
Первый серийный самолёт совершил свой первый полёт 5 мая 1973 года с аэродрома ташкентского авиационного завода, экипаж лётчика-испытателя A.M. Тюрюмина. В дальнейшем самолёты Ил-76 различных модификаций производились на «Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова», всего за годы производства построено около 1000 самолётов, из них более 100 отправлено на экспорт.
В конце 1980-х годов под руководством главного конструктора Р. П. Папковского началась разработка новой модификации самолёта Ил-76МФ/ТФ. 1 августа 1995 года экипаж лётчика-испытателя А. Н. Кнышова совершил первый полёт на опытном Ил-76МФ, изготовленном на «Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова». В ходе работ по модернизации в фюзеляж самолёта были добавлены две вставки по 3,3 м, что значительно увеличило объём грузовой кабины (с 326 до 400 м³), силовая установка — 4 двигателя ПС-90А-76. По сравнению с двигателями Д-30КП: бо́льшая тяга и лучшая топливная экономичность — на 12-15 %, дальность полёта возросла на 15-20 %, также к нормам ИКАО приведён уровень шума и вредных выбросов. Серийное производство Ил-76МФ планируется в России, на авиазаводе «Авиастар-СП» в Ульяновске. В конце марта 2012 года завершается сборка первого серийного экземпляра.
Военно-транспортный самолёт Ил-76 предназначен для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов различного назначения. Является первым в истории СССР военно-транспортным самолётом с турбореактивными двигателями. Самолёт предназначен для эксплуатации на бетонированных и грунтовых аэродромах с прочностными характеристиками не ниже 0,6 МПа и способен доставлять грузы максимальной массой 28—60 т на расстояние 3600—4200 км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч (максимальная масса перевозимого груза и дальность полёта зависит от модификации). Все кабины Ил-76 герметизированы, что даёт возможность перевозить 167 (в двухпалубном варианте — 245) солдат с личным оружием или обеспечить выброс 126 человек десантной группы. Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных подразделений и большую часть техники мотострелковых дивизий. Грузовая кабина имеет размеры 24,5 м в длину (из которых 4,5 приходится на рампу), 3,45 м в ширину и 3,4 м в высоту. Самолёт способен брать на борт до 90000 л топлива и преодолевать расстояние до 6700 км со средним расходом топлива 9 т/час. Длина разбега на взлёте составляет 1500—2000 м, а пробег при посадке 930—1000 м.
Ориентировочная стоимость самолёта — 27 млн долларов США.
Самолёт построен по традиционной для тяжёлых транспортных самолётов схеме однофюзеляжного высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым Т-образным оперением. Крыло самолёта трапециевидное с переломом по задней кромке. Стреловидность крыла по линии четвертей хорд — 25°. Каждое полукрыло оборудовано мощной механизацией и располагает пятисекционнымпредкрылком и двумя трёхщелевыми закрылками. В наличии также двухсекционный элерон и четыре тормозных щитка. Горизонтальное оперение расположено на верхней части киля (Т-образная форма). На киле имеется руль направления с триммером и сервокомпенсатором. Стабилизатор переставной, с рулём высоты и триммером-флеттнером.
Круглый в сечении фюзеляж разделён на несколько герметичных кабин: кабина пилотов (в верху носовой части фюзеляжа), кабина штурмана (под кабиной пилотов), грузовая кабина и кабинастрелка кормовой пушечной установки с парой пушек ГШ-23Л (кабины пилотов и штурмана герметически не разделены, кормовая кабина с пушечной установкой присутствует только на военных версиях самолёта). В передней части фюзеляжа расположены два люка. В корме расположен трёхстворчатый задний грузовой люк. Десантирование личного состава возможно в четыре потока (два через грузовой люк), однако на практике этот способ почти не применяется из-за частых схождений в воздухе десантируемых. Грузовая кабина оборудована двумя грузовыми лебёдками, установленными возле передней переборки, четырьмя электротельферами грузоподъёмностью по 2,5 т и четырьмя подтрапниками, ширину расположения которых можно менять. Для удобства погрузки и разгрузки задние тельферы могут выдвигаться за порог рампы на 5 м. Пол грузовой кабины оборудован рольганговыми дорожками, что даёт возможность погрузки, разгрузки и десантирования несамоходных моногрузов.
Силовая установка представлена четырьмя турбореактивными двигателями, подвешенными на пилонах под крылом. На первых серийных модификациях устанавливались двигатели Д-30КП тягой 12 000 кгс. Данные двигатели позволяют самолёту лететь в диапазоне скоростей 260—850 км/ч, что, с одной стороны, обеспечивает удобные условия воздушного десантирования, а с другой стороны, высокую скорость крейсерского полёта. В последних модификациях самолётов двигатели Д-30КП заменены на ПС-90А-76 тягой 14 500 (3 300) кгс на взлётном (крейсерском) режиме.
ВСУ ТА-6А размещена в передней части левого обтекателя шасси. Служит для обеспечения самолёта на стоянке электропитанием ≈208 В и ~115 В, =27 В и сжатым воздухом для запуска основных двигателей.
Модификации : |
Ил-76 | первая серийная модификация. |
Ил-76Т |
модификация с усиленной конструкцией и дополнительным топливным баком. |
Ил-76ТД |
модификация Ил-76Т с ТРДД Д-30КП серии 2. На ТД по сравнению с Т увеличена емкость топливных баков, усилены крыло и пол грузовой кабины, усовершенствовано приборное оборудование. |
Ил-76М |
специализированная военная версия Ил-76Т с пушечным вооружением, и системой с дипольными отражателями и установкой помех. |
Ил-76МД | военная версия Ил-76ТД. |
Ил-76П (ТП, ТДП) | пожарный самолет. |
Ил-76ПС |
модификация для поисково-спасательных операций на море. |
Ил-76МД Скальпель | самолет "летающий госпиталь". |
Ил-76ЛЛ |
летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей. |
Ил-76К/МДК |
модификация для имитации состояния невесомости при тренировки космонавтов. |
Ил-76ВКП |
"воздушный командный пункт" для управления стратегическими ядерными силами |
Изделие "976" (СКИП) | летающий командно-измерительный пункт. |
Ил-78 | модификация Ил-76 в роли топливозаправщика. |
А-50 | самолет ДРЛО на базе Ил-76. |
Adnan 1 (Baghdad) |
самолет ДРЛО на базе Ил-76МД для ВВС Ирака с РЛС Thompson-CSF Tiger G. |
Adnan 2 | вариант Adnan 1 для контроля и наведения истребителей. |
Ил-76МФ |
глубокая модификация самолета с новыми двигателями ПС-90А.
|
ЛТХ: |
Модификация | Ил-76Т |
Размах крыла, м | 50.50 |
Длина самолета, м | 46.59 |
Высота самолета, м | 14.76 |
Площадь крыла, м2 | 300.0 |
Масса, кг | |
снаряженного самолета | 104000 |
максимальная взлетная | 170000 |
полезной нагрузки | 43400-47000 |
Максимальное количество топлива, л | 109480 |
Тип двигателя | 4 ТРДД Д-30КП |
Тяга, кгс | 4 х 12000 |
Максимальная скорость, км/ч | 850 |
Крейсерская скорость, км/ч | 750-800 |
Дальность полета, км | |
с грузом 20 т | 6100 |
с грузом 47 т | 3000 |
Практический потолок, м | 12000 |
Экипаж, чел | 6/7 |
Полезная нагрузка: | 140 солдат или 128 парашютистов |
Вооружение (опционально): | две 23-мм пушки ГШ-23Л |