Ил-96 — пассажирский широкофюзеляжный самолёт для авиалиний средней и большой протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина в конце 1980-х годов. Совершил первый полёт в 1988 году, производится серийно с 1993 года на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества. Ил-96 стал первым советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолётом.
К середине 1970-х годов практически все дальнемагистральные авиаперевозки в СССР и социалистических странах осуществлялись на самолётах Ил-62.
Однако возможности этих самолётов не могли в полной степени отвечать быстрому росту объёма дальних перевозок: из-за сравнительно малой пассажировместимости число рейсов увеличивалось, соответственно, росла нагрузка на аэропорты. Кроме того, салон узкофюзеляжного самолёта был далёк от той степени комфорта, что была достигнута на принятом в эксплуатацию в 1969 году Боинге-747, ставшим первым в мире широкофюзеляжным самолётом.
В 70-е годы на базе Ил-86 началась разработка новой машины, способной с той же пассажирской нагрузкой преодолевать расстояния до 9000 км. Разработка получила название Ил-86Д и отличалась от базовой машины крыльями с увеличенной площадью и двигателями НК-56 с тягой 4х18000 кгс[3]. Исследования в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н. Е. Жуковского показали, что за счёт применения новых технических решений можно значительно улучшить топливную эффективность самолёта Ил-86Д и повысить его весовое совершенство. Предполагалось, что полная унификация с Ил-86 позволит быстро провести сертификацию самолёта и принять его в строй.
Но вследствии ряда причин (загруженность куйбышевского завода военными проектами; неудовлетворение от прошлых разработок Кузнецова — двигателей НК-8 и НК-86) решено было отказаться от двигателя НК-56 в пользу пермского Д-90 с тягой 4х16000 кгс. Из-за чего главному конструктору разрабатываемого самолёта Новожилову пришлось уменьшить длину фюзеляжа, сократить площадь крыла и пассажировместимость машины.
Предназначен для перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов на воздушных магистральных линиях протяженностью до 11000 км.
Оптимальные параметры самолета, современная аэродинамика, применение новейших материалов и весовая эффективность конструкции сокращают расход топлива и в итоге значительно повышают экономичность.
Бортовой пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает полную автоматизацию самолетовождения в сложных метеоусловиях над любыми районами земного шара и выполнение автоматической посадки в условиях IIIA категории ICAO. Самолет оснащен электродистанционной системой управления, вся полетная информация отображается на цветных дисплеях, установленных в кабине экипажа.
Самолет ИЛ-96-300 получил в 1992 году межгосударственный сертификат летной годности Госавиарегистра на право пассажирских перевозок, что сделало возможным выполнение беспересадочных перелетов на трассах, связывающих Россию с Америкой, Ближним и Дальним Востоком, странами южного полушария.
Модификации : | ![]() |
Ил-96-300 |
первая серийная модификация. |
Ил-96МК |
самолет имел обозначение Ил-96-350 до 1990г. Спроектированный экспортный вариант самолета Ил-96-300 оснащен турбовентиляторными двигателями Пратт-Уитни PW2037 (Pratt & Whitney PW2037) и оборудованием фирмы Роквелл Коллинс (Rockwell Collins). Фюзеляж удлинен на 9 м (29 футов 6 дюймов) для размещения 312-375 пассажиров, стюардесс и кабины экипажа на 2-3 человека. |
Ил-96MД |
спроектированный двухдвигательный вариант Ил-96-300. Каждый из двух двигателей должен был развивать тягу 27200/31750 кгс. Первые экземпляры должны были летать с турбовентиляторными двигателями Лотарева Д-18. Изучалась возможность установки на самолете двигателей PW2337 и RR Трент (RR Trent). |
Ил-96МТ | грузовой вариант Ил-96МО |
Ил-96Т | грузовая модификация Ил-96-300 |
Ил-96-550 |
проектная разработка варианта Ил-96-300 на 550 пассажиров с двигателями со сверхвысокой степенью двухконтурности с тягой по 18000/22000 кг (39700/48500 фунтов). В салонах двухпалубного фюзеляжа самолета с поперечным сечением в форме восьмерки могли разместиться 190 пассажиров на верхней и 360 пассажиров на нижней палубе.
|
ЛТХ: | ![]() |
Модификация | Ил-96-300 |
Размах крыла, м | 60.10 |
Длина самолета,м | 55.30 |
Высота самолета,м | 17.50 |
Площадь крыла,м2 | 391.6 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 117000 |
максимальная взлетная | 216000 |
Тип двигателя | 4 ТВД Соловьев ПС-90А |
Тяга, кгс | 4 х 16000 |
Крейсерская скорость, км/ч | 900 |
Практическая дальность действия, км | 7500 |
Практический потолок, м | 12000 |
Экипаж, чел | 2-3 |
Полезная нагрузка: | 300 пассажиров или 40000 кг груза |