Разработка фронтового бомбардировщика Ил-28 началась в ОКБ-240 под руководством С.В.Ильюшина в 1947 году в инициативном порядке (постановление правительства появилось только 12 июня 1948 года). Ведущим инженером по самолёту был назначен В.Бугайский.
Рабочие чертежи разрабатывал Г.В.Новожилов. В 1948 году был изготовлен прототип с 2 ТРД "Нин-1". С целью удаления двигателей от земли было решено установить их в мотогондолах под крылом без пилонов (как это было на опытном бомбардировщике Ил-22). Прототип впервые поднялся в небо 8 июля 1948 года (лётчик-испытатель В.К.Коккинаки). 30 декабря 1948 года начались заводские испытания с двигателями РД-45Ф. В мае 1949 года самолёт обсуждался на совещании у И.В.Сталина. Ильюшину было предложено увеличить скорость самолёта путём установки более мощных двигателей ВК-1, что и было в срочном порядке сделано. 14 мая было принято решение о серийном производстве, которое началось в этом же году сразу на трёх заводах: №30 в Москве, №64 в Воронеже и №166 в Омске. Позже к ним присоединился завод №39 в Иркутске. 1 мая 1950 года в воздушном параде над Красной площадью участвовал целый полк Ил-28 (командовал полком Герой Советского Союза подполковник А.А.Анпилов).
Ил-28 представляет собой свободнонесущий высокоплан с прямым трапециевидным крылом и стреловидным однокилевым оперением. Крыло скомпановано из скоростных профилей СР-5с, разработанных в ЦАГИ. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, выполнен из дюралюмина Д-16Т. Силовая установка состоит из 2 ТРД ВК-1А конструкции В.Я.Климова. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой. Экипах размещается в герметизированных кабинах. Места экипажа бронированные. В аварийной ситуации кресла командира экипажа и штурмана катапультируются вверх, стрелок покидал самолёт через нижний люк. Управление самолётом бесбустерное, тросовое. Бомбы (обычные калибром 50-3000 кг и атомные) располагаются внутри фюзеляжа в бомбоотсеке под центропланом (бомбы сбрасывал штурман с помощью оптического прицела ОПБ-5, напрямую связанным с автопилотом). Оборонительное вооружение состоит из кормовой двухпушечной установки Ил-К6 с 2 пушками НР-23 (боекомплект 450 снарядов), ещё 2 пушки (по 100 снарядов) устанавливались неподвижно по бортам носовой части фюзеляжа. Для сокращения разбега (до 560 м) могли применяться твердотопливные ускорители ПСР-1500-15 тягой 1600 кгс. Для обеспечения возможности действовать в любых метеоусловиях самолёт оборудовался эффективной антиобледенительной системой (Ил-28 оказался единственным самолётом, который промозглым днём 9 марта 1953 года в условиях низкой облачности со снегом и дождём мог лететь над Красной площадью, отдавая последние почести Сталину).
Лётно-технические характеристики
Двигатели ВК-1А
Взлётная тяга, кгс 2х2700
Габариты, м:
размах крыла 21,45
длина 17,65
высота 6,7
Площадь крыла, м2 60,8
Масса, т:
пустого 12,89
взлётная нормальная 18,4
взлётная максимальная 23,2
Запас топлива, л 7908
Масса бомбовой нагрузки, т 3000
Скорость, км/ч:
максимальная у земли 786
максимальная на высоте 45000 м 906
крейсерская 700
Скороподъёмность, м/с 15
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км 2400
Практический потолок, м 12500
Длина разбега, м 875-965
пробега, м 920
Экипаж, чел. 3
Пушечное вооружение 4хНР-23