Ан-12 (изделие «Т», по кодификации НАТО: Cub — «Новичок») — советский военно-транспортный самолёт. Аэродинамическая схема самолёта представляет собой четырёхмоторный турбовинтовой высокоплан с однокилевым оперением и хвостовым грузовым люком.
Фюзеляж самолёта, с приподнятой хвостовой частью и большим грузовым люком, обеспечивает удобные условия погрузки и выгрузки крупногабаритных грузов, а также их воздушный сброс напарашютах. Бортовое погрузочное устройство грузоподъёмностью 2,5 т и легкосъемный транспортёр облегчают и ускоряют процессы погрузки, швартовки и выгрузки. Конструкция фюзеляжа почти полностью совпадает с конструкцией фюзеляжа Ан-10.
Главное отличие — задняя часть фюзеляжа самолёта, имеющая грузовой люк, рампу и хвостовую стрелковую установку с кабиной воздушного стрелка. В средней части фюзеляжа вместо пассажирского салона Ан-10 находится грузовая кабина, передняя часть самолёта с кабиной экипажа почти полностью совпадает с передней частью Ан-10. Кабина экипажа герметична и отделена от негерметичной грузовой кабины переборкой с дверью.
Шасси самолёта обладает высокой проходимостью, что позволяет ему взлетать с грунтовых аэродромов. Погрузка крупногабаритной техники и грузов осуществляется через грузовой люк с рампой в задней части фюзеляжа. Благодаря схеме «высокоплан», уровень грузоподъёмного пола самолёта расположен близко к земле, что упрощает и облегчает его загрузку. Погрузка и разгрузка осуществляется с использованием грузовых трапов, бортовых лебедок БЛ-52 (БЛ-1500 на Ан-12Б, ГЛ-1500ДП — Ан-12БК), кран-балки грузоподъёмностью 1500 кг и транспортера ТГ-12М. Для парашютного десантирования техники на платформах на самолёте устанавливается транспортер. На полу имеются гнезда для установки носилок и швартовочные узлы.
Параллельно начались разработки Ан-10 и Ан-12. Для самолёта были выбраны двигатели АИ-20. Первый Ан-12 взлетел в Иркутске 16 декабря 1957 года. С 1959 года самолёт начал поставляться в ВВС. В процессе эксплуатации его разрешенная взлетная масса была увеличена до 61, а впоследствии и до 64 тонн.
ЛТХ: |
Модификация | Ан-12 |
Размах крыла, м | 38.00 |
Длина самолета,м | 33.10 |
Высота самолета,м | 10.53 |
Площадь крыла,м2 | 121.7 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 28000 |
нормальная взлетная | 55100 |
максимальная взлетная | 61000 |
Внутреннее топливо, л | 18100 |
Тип двигателя | 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20К |
Мощность, л.с. | 4 х 4250 |
Максимальная скорость, км/ч | 777 |
Крейсерская скорость, км/ч | 670 |
Практическая дальность, км | 5700 |
Дальность действия, км | 3200 |
Практический потолок, м | 10200 |
Экипаж, чел | 5 + 1 |
Полезная нагрузка: | 90 солдат или 60 парашютистов или 20000 кг груза |
Вооружение: | две 23-мм пушки НР-23 |