КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕ БЫЛИ ПРИЧИНОЙ КАТАСТРОФЫ ТУ-204 В АЭРОПОРТУ "ВНУКОВО"
8 февраля, AEX.RU - Конструктивные особенности Ту-204 не были причиной катастрофы самолета авиакомпании Red Wings в конце декабря 2012 года во Внуково, уверен президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян. Об этом он сообщил, отвечая на вопросы журналистов на ависалоне Aero India 2013 в Бангалоре, передает Газета.ru.
"16 лет самолеты этой серии летали, и не было проблем, - пояснил Погосян. - За все эти годы у Ту-204 было всего 6 случаев выкатывания за полосу - на 80 м, на 70 м. Единственный инцидент, связанный с плохой регулировкой по одному двигателю, был в Новосибирске, но не привел к катастрофическим последствиям".
У самолета Ту-204, разбившегося во Внуково, также были плохо отрегулированы двигатели. У лайнеров этой серии - тросовая система управления на двигателе, пояснил Погосян, добавив, что для самолетов разработки 20-летней давности это нормально. "Тогда на всех двигателях была тросовая система управления, - отметил он. - На SSJ-100 уже электронная система управления, поэтому те проблемы, с которыми мы сейчас сталкиваемся на SSJ, это чистая математика. Два события по неуборке шасси - сбой программного обеспечения, который мы сейчас устраняем".
Red Wings "эффективно эксплуатирует Ту-204", но система обслуживания самолетов оставляет желать лучшего, добавил Погосян. "Регулировкой двигателей занимается сразу четыре компании с говорящими названиями, но ни к "Туполев", ни к КАПО они никакого отношения не имеют, - рассказал глава ОАК. - Только компания "Пермские моторы сервис" действительно имеет отношение к "Пермским моторам".
Но в ситуации во Внуково, даже если бы двигатели были отрегулированы штатно, выкатывание было неизбежно. "Тяга бы не уменьшилась, но может быть, он выкатывался бы со скоростью 180 км/ч (по факту - 220 км/ч. - "Газета.Ru"), - пояснил Погосян. - И если бы резервная часть полосы во Внуково была больше, самолет поломал бы все стойки, но завяз бы в сугробах".
Глава ОАК напомнил, что реверс дает только 10% от эффективности торможения, при этом его нежелательно включать не скорости больше 100 км/ч, так как "он начинает забрасывать камни в двигатель". 75% эффективности торможения дает шасси. Но из-за сложной метеообстановки и малого веса (самолет был без пассажиров) машина фактически ехала то на правом, то на левом колесах шасси, пилот не мог затормозить с помощью педалей. 15% эффективности торможения - составляют интерцепторы, то есть воздушные тормоза, они не сработали автоматически.
"В инструкции четко написано, что автоматические интерцепторы (щитки на крыльях самолета. - "Газета.Ru") и реверс (на двигателе) включаются, если самолет двумя колесами шасси касается полосы", - пояснил Погосян. В ситуации во Внуково пилот должен был, согласно инструкции, вручную выпустить интерцепторы. "Тогда подъемная сила с крыла уходит, и самолет начинает проседать", - сказал он. Наконец, по словам Погосяна, при риске скатывания с полосы пилот должен был взлетать, а не пытаться тормозить о сугробы: "Самолет на такой скорости - 220 км/ч мог бы взлететь".
Отвечая на вопросы о коммерческих перспективах серии Ту-204, Погосян сказал, что они туманны, учитывая, что самолет за 20 лет так и не вышел в серийное производство. Всего произведено Ту-204 и Ту-214 - около 50 самолетов, напомнил глава ОАК. "Без госзаказчика удерживать такие программы, как Ту-204, невозможно, - пояснил Погосян. - Для них нет гражданского рынка". Но в интересах госзаказчика производство таких машин продолжается.