Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 Воронежский курьер // В пролете

ВАСО не повезло с крупными проектами

Воронежский авиазавод потерял очередную возможность модернизации и расширения продуктовой линейки. Премьер-министр Дмитрий Медведев принял решение о строительстве современных цехов по выпуску военного транспортника Ан-70 на базе Казанского авиационного производственного объединения. По словам министра обороны Анатолия Сердюкова, до 2020 года российская армия закупит 60 машин: в ближайшие два-три года начнутся поставки с Украины, а потом - из Казани.

         По замыслу военных, Ан-70 должен заменить в Вооруженных силах России среднемагистральный Ан-12. А история его производства напоминает плохо закрученный детектив с множеством невнятных деталей и героев, неоправданно меняющих показания. 70-й борт был разработан на излете СССР, но летные испытания начались крайне неудачно. После того как в 2002 - 2003 годах выяснилось, что стоимость Ан-70 украино-российской сборки вдвое выше таких надежных брендов, как Ил-214, Ту-330 и Ил-76, наши военные отказались от идеи его покупки. Однако прошло время, и в 2011-м 60 бортов попали в госпрограмму российских вооружений. ВВС России был продан один из двух первых серийных образцов, изначально предназначенных для ВВС Украины. Но Украине их нужно всего пять штук.

         По предварительным договоренностям, украинская сторона будет изготавливать и поставлять в Россию крыло и двигатель (единственным производителем моторов Д-27 для Ан-70 является ОАО «Мотор Сич»), в то время как российское предприятие возьмет на себя изготовление планера, фюзеляжа, а также займется окончательной сборкой и доводкой машины. Стоимость одного     Ан-70 оценивается сейчас в 67 млн долларов (для сравнения: Ан-148 воронежской сборки - в 25 - 30 млн долларов).

        Вокруг сборочной площадки для Ан-70 кипели страсти. Изначально рассматривался ульяновский «Авиастар-СП». Но на авиасалоне «МАКС-2011» в Жуковском президент и генеральный конструктор украинского «Антонова» Дмитрий Кива сообщил, что планы пришлось скорректировать, и Ан-70 планируется собирать либо на самарском «Авиакоре», либо на ВАСО. В итоге Объединенная авиастроительная корпорация выбрала Воронежский авиазавод. В конце марта 2012 года ОАК и «Антонов» договорились о схеме производственной кооперации при изготовлении Ан-70. В документе, который подписали Дмитрий Кива и президент ОАК Михаил Погосян, наш авиазавод фигурировал как изготовитель агрегатов планера, фюзеляжа и как площадка для окончательной сборки машин и сдачи изделий заказчику. Украинский «Антонов» в рамках кооперации должен был поставлять в Воронеж крыло в сборе.

         Впрочем, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В середине апреля Вячеслав Богуслаев, президент украинской компании «Мотор Сич», заявил, что ВАСО не справляется с заказами на производство среднемагистрального Ан-148, имеет проблемы с выпуском самолета Ил-96 и не располагает достаточным набором специалистов. Богуслаев оценил недостающее количество рабочих на заводе в 6 - 7 тыс. человек. «Решение о размещении в Воронеже призвано заведомо похоронить производство Ан-70 в России», - резюмировал Вячеслав Богуслаев. И положа руку на сердце, надо признать: он был прав. Много лет обещаемая модернизация на ВАСО так и не началась, соответственно, Ан-148 не удалось запустить в серию, продолжаются вялотекущие сокращения персонала. По некоторым данным, численность коллектива авиазавода не превышает 5 тыс. человек.

       Судя по всему, вопрос о том, чтобы начать российскую сборку Ан-70 в Казани, несмотря на наличие соглашений по ВАСО с украинской стороной, было принято на встрече Владимира Путина и Дмитрия Медведева с премьером Украины Николаем Назаровым, которая прошла в кулуарах недавнего съезда «Единой России». «Путин обратил внимание на необходимость усиления работы совместных проектов в авиации. Речь шла, прежде всего, о самолете Ан-70», - сказал тогда Азаров. А в свете последних решений премьера Медведева перед Казанским авиационным производственным объединением замаячили блестящие перспективы. Ему обещаны изготовление комплектующих для всех заводов ОАК, возобновление выпуска стратегических бомбардировщиков Ту-160 и сборка Ан-70. Конкретно под Ан-70 ожидается строительство новых цехов, фактически - завода в заводе.

       Что касается ВАСО, то, кажется, он напоминает чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко. Во время визита президента Путина в Пекин 5 - 6 июня было заключено порядка двух десятков соглашений, в том числе меморандум о двустороннем сотрудничестве в проектировании нового широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, который призван составить конкуренцию европейскому Airbus и американскому Boeing. Его подписали российская ОАК и китайская корпорация Comac. «Такие страны, как Россия и Китай, в состоянии и должны иметь собственное производство, тем более что для России здесь ничего нового нет», - заявил Путин. По его мнению, нужно развивать ту кадровую базу и тот научный потенциал, который в России традиционно присутствовал: «Плюс - и очень большой плюс - наличие рынков сбыта как в России, так и в Китае».

       Остается добавить, что местом сборки нового дальнемагистрального широкофезюляжного самолета, разработанного на базе воронежского Ил-96, с высокой долей вероятности, станет КНР. Китайская сторона вложит в проект юани, российская - интеллект. А ВАСО, бывшему в недавнем прошлом форвардом отечественного самолетостроения, уготовано место на скамейке запасных. Особенно с учетом того обстоятельства, что после вступления России в ВТО импортные пошлины на самолеты за исключением легких снизятся с 20% до 7,5 - 12%.