РАЗРАБОТКА САМОЛЕТА "РЫСАЧОК" ПРИОСТАНОВЛЕНА ИЗ-ЗА НЕХВАТКИ СРЕДСТВ
31 июля, AEX.RU - Разработка легкомоторного самолета "Рысачок", предназначавшегося на замену устаревшему "кукурузнику" Ан-2, приостановлена из-за нехватки средств и отсутствия поддержки проекта со стороны Минпромторга - выделенных ранее государством 740 млн рублей на проект не хватило. Об этом пишет газета "Известия".
Основной подрядчик проекта - государственное АО "Ракетно-космический центр "Прогресс" - наиболее известен как производитель ракет-носителей "Союз" (космические грузовики "Прогресс" выпускает РКК "Энергия"), выручка за 2014 год - 21,3 млрд рублей, чистая прибыль - 176 млн. Гендиректор "Прогресса" Александр Кирилин сообщил, что в этом году планировалось провести работы по сертификации "Рысачка" в девятиместном исполнении, получить сертификат типа воздушного судна и начать эксплуатацию самолета.
"В результате российский рынок местных авиаперевозок получил бы легкий самолет, на 100% укомплектованный отечественными готовыми изделиями, - сказал Кирилин. - Предложения по созданию кооперации российских разработчиков и производителей отечественных комплектующих наше предприятие подготовило и направило в Минпромторг. С начала 2015 года все работы по самолету "Рысачок", включая и работы по сертификации, приостановлены".
Гендиректор "Техноавиа" Вячеслав Кондратьев также подтвердил, что все работы по проекту заморожены, отметив, что заниматься самолетом в его компании "больше не собираются". Причины он пояснить отказался, однако известно о конфликте между партнерами: в 2012 году "Прогресс" через суд взыскал с "Техноавиа" 147,7 млн рублей по контракту на выпуск пяти опытных образцов.
По словам Кирилина, возобновление работ возможно после решения вопроса их финансирования. Как говорит источник, знакомый с ходом дел, для РКЦ "Прогресс" этот самолет - не приоритетное направление. Предприятие сосредоточено больше на проектах космической отрасли. По словам источника, только на сертификацию самолета "Прогрессу" нужно еще несколько сотен миллионов рублей - к началу 2015 года момент она была выполнена наполовину. Процедура сертификации может длиться несколько лет, в проекте "Рысачка" предполагалось, что они займут порядка 30 месяцев.
"Прогресс" направлял заявку на продолжение финансирование проекта в Минпромторг, после того как в феврале 2015 года по итогам совещания по развитию авиапрома у премьер-министра Дмитрия Медведева было дано поручение профильным министерствам проработать вопрос о скорейшей организации серийного производства "Рысачка" и организации его послепродажного обслуживания. Собственно, на совещании губернатор Самарской области Николай Меркушкин тоже поднимал вопрос финансирования самолета.
"К сожалению, с учетом того что в Роскосмосе сейчас идет активная оптимизация, в программу Роскосмоса продолжение этого проекта не вошло, - говорил он про "Рысачок". - По большому счету, может, это и не тема Роскосмоса, но нам осталось буквально 250-300 млн рублей, для того чтобы в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт, ведущий в России авиационный НИИ) завершить все испытания".
"Конкурентный анализ показал, что самолет "Рысачок" и в базовой девятиместной конфигурации, и в варианте с увеличенной вместимостью уступает существующим самолетам-аналогам по комплексу технико-экономических показателей, - заявил источник в Минпромторге. - По-прежнему остаются нерешенными вопросы производства (кто и где будет его производить) и сбыта (кто будет покупать и эксплуатировать) указанного самолета".