zn-kafedra

kafss-vkontakte

upr k-vkontakte

VGTU-vkontakte

rst tv

Рейтинг:   / 0


Создание КАФЕДРЫ САМОЛЕТОСТРОЕНИЯ - 1960 год



Заведующие кафедрой

 

1960
год

erchov

ЕРШОВ Василий Васильевич
кадидат технических наук, доцент,
выпускник Казанского авиационного института

 

1972
год

chicheta

ЧЕЧЕТА Иван Алексеевич
доктор технических наук, профессор,
выпускник Харьковского авиационного института

 

1982
год

pentiyhov

ПЕНТЮХОВ Владимир Иванович
кадидат технических наук, профессор,
почетный работник высшего образования РФ,
выпускник Московского авиационного института

 

1999
год

salikov

САЛИКОВ Вячеслав Алексеевич
Генеральный директор ОАО "ВАСО"
1998-2005 гг.

 

2008
год

korolkov-1a

КОРОЛЬКОВ Владимир Иванович
доктор технических наук, профессор,
академик Академии проблем качества,
член-корр. Российской академии естественных наук,
почетный работник высшего образования РФ,
выпускник кафедры "Самолетостроение"

Воронежского политехнического института



28 августа 1956 года создан вечерний машиностроительный институт

1956 год - создан авиационный факультет

17.07.1959 - институт переименован в вечерний политехнический


В 1960 г.
приказами Министерства высшего и специального образования РСФСР и ректора Воронежского политехнического института создается кафедра «Самолетостроение» путем разделения кафедры самолетостроения и авиационных двигателей (зав. кафедрой И.Н. Погребенный) на две кафедры «Самолетостроение» и «Двигатели летательных аппаратов».

Кафедру самолетостроения возглавил кандидат технических наук, доцент Ершов Василий Васильевич, выпускник Казанского авиационного института. В состав кафедры вошли: старшие преподаватели Гилева Любовь Абрамовна, Потапов Иван Григорьевич, Зубковский Иван Иванович, зав. лабораторией Манжула Дмитрий Федорович, механик Зиновьев Леонид Иванович и старший лаборант Невская Мария Ефимовна. Основной состав преподавателей пополнялся отставными авиационными офицерами, которые обладали огромным опытом, но ученых степеней и званий не имели. В те времена ученые со степенями и званиями не только в молодом, быстро развивающимся политехническом институте, но и в других вузах г. Воронежа были редкостью.

Для обеспечения высокой профессиональной подготовки инженеров были привлечены совместители из числа ведущих специалистов авиационного завода, Воронежского филиала машиностроительного конструкторского бюро (ВФМКБ) и филиала научно-исследовательского института авиационной технологии (НИАТ). Среди них: директор ВФМКБ, профессор Александр Иванович Путилов. (А.И. Путилов – известный советский авиаконструктор. В 1922 -1924 годах руководил работами по созданию самолета АНТ-2 первого советского цельнометаллического самолета. А.И. Путилов является также конструктором самолета Сталь-5 (летающее крыло) и пассажирского самолета Сталь-11); главный технолог авиационного завода, доцент Гилев Аркадий Андреевич; главный инженер НИАТ В.Н. Барков.

1963 г. - первый выпуск по специальности самолетостроение. Из ВГУ на кафедру самолетостроения переходит работать кандидат технических наук, доцент Воронин Владимир Иванович, а из Казанского авиационного института – известный ученый в области аэродинамики и динамики полета кандидат технических наук, доцент Булыгина Елена Владимировна.

На должности старших преподавателей в 1964 г. избираются: участник ВОВ, инженер–полковник в отставке Потемкин Петр Андреевич; кандидат техн. наук, начальник отдела ВФМКБ Бережной Игорь Александрович (по совместительству) и Гольцова Валентина Петровна.

Перед кафедрой стояли сложнейшие задачи:

– обеспечение подготовки инженеров на уровне ведущих авиационных вузов страны;
– создание в кратчайший срок материально-технической и методической базы для обеспечения учебного процесса при отсутствия площадей;
– развертывание научных исследований в области авиастроения с привлечением студенческой молодежи;
– подготовка собственных научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Следует отметить, что благодаря неутомимой энергии зав. кафедрой В.В. Ершова, его мудрости и прозорливости, целеустремленности и организаторским способностям, умению подобрать педагогические кадры и сплотить их в дружный коллектив, стоящие перед кафедрой задачи были выполнены.

В первые месяцы создания кафедры приобретается в порядке шефской помощи в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе и Казанского авиационного института учебная методическая литература, плакаты, слайды и другие средства технического обучения.

В 1963 г. издаются методические указания по дипломному проектированию и производственной практике; пособия по выполнению курсовых проектов и работ по дисциплинам: «Строительная механика самолета», «Расчет самолета на прочность», «Аэродинамика и аэромеханика самолетов»; подготовлены методические указания по лабораторным работам по дисциплинам кафедры.

Интерес к авиации был настолько велик, что конкурс на специальность «Самолето– и вертолетостроение» только в нашем вузе составлял более пяти человек на одно место.

В те годы зачисление в число студентов осуществлялось в две группы: в первую зачислялись абитуриенты, имеющие стаж работы по специальности со сроком обучения 4 года 10 месяцев, а во вторую – лица, не имеющие стажа работы по специальности со сроком обучения 5 лет 6 месяцев.

Вторая группа студентов оформлялась на авиационный завод на рабочие места слесарей-сборщиков и слесарей-клепальщиков. Обучались в институте первые 1,5 года по вечерней форме. Хотя такая форма увеличивала сроки обучения, но давала многое для дальнейшей практической работы выпускников.

В связи с различными сроками обучения защиты дипломных проектов осуществлялись два раза в год: в декабре и июне. В декабре 1963 г. состоялись первые заседания Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), на которых были заслушаны дипломные проекты 31 студента дневного обучения и им была присвоена квалификация инженера-механика самолетостроения. Председателем ГЭК был назначен главный инженер авиационного завода лауреат Государственной премии СССР Потапов Николай Константинович, отдавший все свои силы, талант и умение воронежскому авиастроению.

Помимо напряженного труда студентов в учебных аудиториях и переполненных читальных залах, те далекие времена характеризовались желанием и умением молодежи организовывать коллективный отдых. Работали спортивные секции, кружки художественной самодеятельности, «круглые столы» по интересам, проводились студенческие вечера отдыха в праздничные дни (7 ноября, Новый год, 8-е марта, 1мая); были популярны туристические походы по живописным местам в окрестности г. Воронежа, а также в Карелию и на Алтай, в Карпаты и на Кавказ.

Поскольку собственной учебно-лабораторной базы кафедра еще не имела, то лабораторные занятия проводились на базе кафедры «Теоретической механики» ВГУ (по аэродинамике), в лаборатории статических испытаний авиационного завода (по прочности), лаборатории газотурбинных двигателей кафедры «Двигателей летательных аппаратов».

 1

 3

 1-2

В подвальных помещениях корпуса N2 в небольших комнатах, где и в настоящее время располагается аэродинамическая лаборатория, старшим преподавателем И.Г. Потаповым собственноручно и при активном участии студентов оснащаются лаборатории по оборудованию самолетов.

Для работы на кафедре в 1963 г. приглашается полковник в отставке Герой Советского Союза Кочетов Василий Иванович – друг всемирно известного летчика, четырежды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, занимавшего в то время пост Главного Инспектора ВВС СССР. С его помощью приобретаются для кафедры самолеты: учебно-тренировочный Як-18Т, реактивный бомбардировщик Ил-28 и истребитель МиГ-17. Эти самолеты были доставлены «своим ходом» в г. Воронеж и располагались на открытой площадке во дворе второго корпуса. На этих натурных образцах изучались студентами конструкция, компоновка и оборудование современных по тем временам самолетов. Отдельные фрагменты конструкции и оборудования этих самолетов до сих пор сохранились на кафедре в ее лабораториях.

Подготовка специалистов на высоком теоретическом уровне немыслима без проведения научных исследований и привлечения к ним студентов.

На кафедре формируются два основных научных направления:

1) «Строительная механика и расчет самолета на прочность» – руководители – профессор, д-р физ. мат. наук Ивлев Дьюис Данилович (ВГУ) и зав. кафедрой, доцент, канд. техн. наук Ершов Василий Васильевич;
2) «Аэродинамика и тепло-массообмен» – руководители – доцент, канд. техн. наук Булыгина Елена Владимировна и доцент, канд. техн. наук Воронин Владимир Иванович.

По этим направлениям открывается прием в аспирантуру. В 1965 г. был принят первый аспирант Глушаков Александр Николаевич. С 1966 г. и последующие годы подготовку педагогических кадров высшей квалификации через аспирантуру с защитой кандидатских диссертаций прошли А.Е. Блажков, В.В. Самохвалов, В.И. Пентюхов (целевая аспирантура в МАИ), В.Ф. Кригер (целевая аспирантура в МАИ), А.П. Будник, А.А. Фиртыч, В.В. Фалеев, В.В. Шитов, В.А. Рябцев, В.И. Воротников, Е.Б. Бражников, В.А. Шалиткин, Н.В. Лосев, а также Н.С. Костюков, В.Ф. Цыбулин, В.В. Новикович, Д.В. Сейфер и др.

Результаты госбюджетных научно-исследовательских работ публикуются преподавателями и аспирантами в центральных научных журналах «Авиационная техника», «Авиационная промышленность», «Инженерно-физический журнал» и местных сборниках научных трудов преподавателей, сотрудников и аспирантов политехнического института, государственного университета и других воронежских вузов.

С результатами своих научных исследований преподаватели, аспиранты, соискатели и студенты выступают на Всесоюзных республиканских, областных и институтских конференциях, конкурсах, выставках.

В 1970 г. вышел из печати собственный сборник научных статей «Строительная механика, газоаэродинамика и производство летательных аппаратов» под общей редакцией доцентов В.В. Ершова и В.И. Воронина.

В 1967-1969 гг. кафедра выполняет, тогда еще только входящие в практику хоздоговорные научно-исследовательские работы по исследованию и разработке выравнивающего устройства для механизации клепальных работ, а также по темам «Волна» и «Предел».

 

Профессорско-преподавательский состав кафедры начал пополняться своими учениками. На преподавательские должности избираются успешно защитившие кандидатские диссертации В.И .Пентюхов, В.Ф. Кригер, А.Н. Глушаков, А.Е. Блажков, В.В. Самохвалов, А.П. Будник

К концу 60-х годов этап становления кафедры самолетостроения можно было считать завершенным. В 1971 г. работу кафедры по подготовке специалистов проверяла инспекция Минвуза РСФСР. Комиссия оценила деятельность кафедры положительно.

Основной базой для подготовки аспирантов являлись научно-исследовательские прикладные работы, выполняемые кафедрой по заказам как авиационного завода, так и других заводов и организаций. Работы выполнялись на условиях хозяйственных договоров. Это обеспечивало кафедре возможность платного и устойчивого сотрудничества науки с производством и делало очевидной необходимость перемещения кафедры на производственную территорию авиационного завода. Интенсивность научно-исследовательских хоздоговорных работ возросла на кафедре с избранием Ивана Алексеевича Чечеты в 1972 г. на должность заведующего кафедрой.

И.А. Чечета – выпускник Харьковского авиационного института. Там же окончил аспирантуру, а кандидатскую диссертацию защитил в диссертационном совете Казанского авиационного института.

Наличие на кафедре большого объема хозяйственных работ открыло широкую возможность для привлечения хорошо успевающих студентов к научным исследованиям.

В 1973 г. кафедра самолетостроения полностью перебазировалась на территорию Воронежского авиационного завода. Такое сближение учебного процесса с действующим производством резко повысило качество учебного процесса и сократило до минимума период адаптации выпускников на производстве. Тем более, что завод, планируя этапы своего развития, постоянно формировал для кафедры конкретные задания по подготовке инженеров требуемой специализации. Наиболее востребованными были специалисты по сборочно-монтажным и заготовительно-штамповочным работам в самолетостроении. Значительное число выпускников кафедры самолетостроения получили ученые степени и звания и продолжают работать в ВГТУ и других вузах города. Так, на кафедре самолетостроения в настоящее время работают выпускники кафедры: доктора технических наук, профессора - В.И. Корольков и В. И. Максименков; доценты, кандидаты технических наук - Е. Н. Некравцев, А.П. Будник, В.В. Самохвалов, С.К. Кириакиди, Н.В. Лосев; на кафедре ракетных двигателей профессор, д.т.н. И.Г. Дроздов, доцент В.А. Коробченко; на кафедре прикладной механики доценты В.В. Елисеев, В.А. Рябцев, С.И. Свиридов; на кафедре «Технологии машиностроения» доценты В.А. Сай и профессор д-р техн. наук Ю.Р. Копылов; на кафедре ПМПТМ доц. Ю.Б.Рукин; на кафедре ОТиБЖД доц. А.М.Гольцев; в Воронежской гос.технологической академии – доктора технических наук, профессора В.В. Шитов и Ю.Н.Золотарёв; в ВГАСУ д.т.н, проф. А.Ю.Цеханов и С.Н.Булатов; первый проректор МИКТ С.П.Попов. Ранее работали: на кафедре доценты А.Е. Блажков, А. В. Шагунов; на кафедре ПТЭ доктор технических наук, профессор В.В. Фалеев; на кафедре ракетных двигателей доцент В.А. Коробченко и др..

Большое число выпускников кафедры работает на авиазаводе.

Часть выпускников занимаются политической и государственной деятельностью на постах депутатов думы, заместителей глав администрации районов и города, директорами предприятий, а также преуспевают в малом и среднем бизнесе.

В период с 1982 до 1992 года продолжилось освоение новых площадей, выделенных кафедре авиационным объединением. При сборочном цехе была создана технологическая лаборатория площадью 250 м2.

План приема студентов увеличился до 75 человек. Кафедра стала готовить инженеров по трем специализациям: сборочно-монтажные работы в самолетостроении; механо-сборочные работы в самолетостроении; заготовительно-штамповочные работы в самолетостроении.

В 1999 г. в связи с подготовкой к переходу на новые учебные планы кафедра получила от ВАСО дополнительные площади, произвела перепланировку и ремонт учебных помещений.

В апреле 1963 г. организовано СТУДЕНЧЕСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО (СКБ). Первый состав включал 11 студентов: Ханин И.А. – руководитель;Копылов Ю.Р., Иванов А.В., Павличенко В.П., Гомулько В.Г., Климов М.Н., Рубанов В.А., Васильев В.А., Кузовков Г.В., Гордюшин В.П., Самохвалов В.В.

СКБ занималось разработкой и изготовлением винтокрыла и модели аппарата на воздушной подушке. Научным руководителем был начальник отдела ВФМКБ Игорь Александрович Бережной, работавший на кафедре «Самолетостроение» по совместительству.

Были разработаны проекты легкого самолета, винтокрыла и аппарата на воздушной подушке. Но из-за отсутствия средств на материалы постройку их осуществить не удалось.

СКБ тех времен дало мощный толчок к студенческим исследованиям и конструкторским работам. Из членов первого состава защитили докторские диссертации В.А. Рубанов, Ю.Р. Копылов; кандидатские диссертации И.А. Ханин, А.В. Иванов, В.В. Самохвалов; В.П. Гордюшин (преподавал в Рижском военном авиационном училище.).

Естественно, что в связи с окончанием института СКБ покидали талантливые и увлеченные авиацией студенты – энтузиасты. Но СКБ продолжало существовать пополняясь, новым поколением.

В последующем (1964–1966 гг.) был спроектирован сельскохозяйственный самолет, в 1966 г. завершена разработка чертежей аэросаней и технического задания на строительство аэродинамической трубы, которая затем была построена и сдана в эксплуатацию (1975 г.) под руководством инженера А.В. Столярова и зав. лабораторией В.Ф. Цибулина. Из числа студентов наибольший вклад в строительство аэродинамической трубы внесли В.А. Беда, В.И. Горевалов, А.Я. Могилевцев, А.В. Соловьев, Ю.В. Нехороших, С.М. Филимонов, Н.А. Денисов, Г.А. Чудинов.

В 1975 г. студенты А.А. Анохин, П.Ф Кравченко., А.Л. Ермолаев спроектировали и построили собственными силами на свои средства автожир.

В 1984 г. студент С.И. Черных самостоятельно завершил постройку легкого летательного аппарата, который был представлен на городской выставке.

В 1982 г. братья-близнецы Сергей и Павел Гольцевы, Андрей Зобов, С.А. Коротков и Н.К. Попова спроектировали двухместный самолет, который затем был усовершенствован и построен в клубе технического творчества ВАСО. Самолет был испытан и совершил многократные полеты, в том же числе по маршруту Москва-Ленинград. В настоящее время СКБ занимается проектированием лёгких летательных аппаратов под руководством к.т.н., доцента С.К. Кириакиди, ассистента Т.С.Ивановой.

Результаты деятельности студенческого конструкторского бюро опубликованы в многочисленных статьях, тезисах, докладах, изобретениях; представлялись на ВДНХ, областных, городских и институтских выставках, смотрах.

Нужен был поиск новых подходов к учебному процессу, пересмотра действующих учебных планов.

В 1999 г. заведующим кафедрой избирается генеральный директор ВАСО Саликов Вячеслав Алексеевич. Заместителем назначается профессор Корольков Владимир Иванович. Начинается энергичная работа по изменению лица кафедры. Прежде всего изменился фасад здания и внутренний интерьер кафедры. Пересмотрены учебные планы. Взят курс на широкую компьютеризацию. В учебные планы введены новые дисциплины:

1. Организация производства и менеджмент.
2. Гидромеханические системы самолета.
3. Математическое и компьютерное моделирование технологических процессов.
4. Компьютерные системы подготовки производства.
5. Конструкция и проектирование технологического оснащения.
6. Конструкция и управление технологическим оборудованием.
7. Сертификация авиационной техники.
8. Нормирование летной годности.

Впервые предоставляется студентам изучать дисциплины по выбору. К таким дисциплинам относятся:

Нетрадиционные летательные аппараты, Защита информации, Управление качеством продукции, Основы программирования, Технологическая механика, Электрофизические и электрохимические методы обработки, Планирование эксперимента, Экспертные системы и др.

В 2002 году открывается новая специальность "Управление качеством" для подготовки специалистов с квалификацией "инженер-менеджер".
Для активизации учебной и научной работы студентов учреждены единовременные стипендии ВАСО. Стипендии назначаются по результатам конкурса среди студентов 2-4 курса, обучающихся на «хорошо» и «отлично» с учетом их научной деятельности. Для усиленной подготовки студентов в области компьютерных технологий и САПР организован дополнительный спецкурс.Для поддержания здоровья студентов им предоставляется спорткомплекс ВАСО, стадион.

Усилилась научная работа преподавателей кафедры. Ежегодно выпускается сборник научных трудов. Проводятся ежегодные международные конференции, в которых принимают участие ученые вузов городов Воронежа, Москвы, Липецка, Ростова, Ульяновска, Тулы, Оренбурга и др.

В 2008 г. заведующим кафедры избирается профессор, доктор технических наук, Почётный работник высшего профессионального образования, действительный член Российской академии проблем качества, член-корреспондент Российской академии естественных наук Корольков Владимир Иванович, выпускник кафедры.