Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Ростисла́в Евге́ньевич Алексе́ев кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Лауреат Ленинской (1962) и Сталинской премии второй степени (1951). Дважды совершил революцию в мировом судо- и авиастроении. Член ВКП(б) с 1950 года. 

 

 

   Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии, в семье учительницы и агронома. В 1935 году Ростислав поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет.

Будущий кораблестроитель в студенческие годы увлекался парусным спортом. Молодой человек задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде.

Ещё в самом начале эры авиации лётчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект — резкое увеличение подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.).

Инженеры искали способы использовать этот эффект на практике.

Ростислав Алексеев пришёл к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.

Начинал молодой конструктор с идеи судна на подводных крыльях. Именно такой корабль стал для Алексеева темой его дипломного проекта, который он защищал в 1941 году.

Защита, состоявшаяся в июле 1941 года, проходила при закрытых дверях. Тема проекта Алексеева в условиях начавшейся войны была более чем актуальной — «Скоростной катер на подводных крыльях». Идея скоростного боевого катера для нужд ВМФ СССР получила высокую оценку.

Молодого инженера отправили на завод «Красное Сормово», где в 1942 году Алексеев получил помещения и специалистов для работы по созданию боевых катеров на малопогруженных подводных крыльях. 

  Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел, однако его модели были признаны весьма перспективными. Работу конструктора и его подчинённых в 1951 году отметили Сталинской премией второй степени.

 

  Этот человек получил очень непростую судьбу. Он был и на вершине, и был гоним властями. ««Работа людей объединяет, а награды разъединяют». Много проблем возникало у него из-за того, что вышестоящее руководство вписывало в список представленных к награде разных чиновников, которые к проекту не имели никакого отношения. Отец вычеркивал эти фамилии, они опять вписывали, он снова вычеркивал…», — говорил его сын впоследствии.

  Только человек с незаурядным умом мог придумать сначала подводные крылья, а потом, чтобы уйти от трения с водой придумал экраноплан.

Еще со времен школьной скамьи Ростислав Алексеев был увлечен изучением поведения судна на воде. Результатом его изысканий и наблюдений стала дипломная работа 1941 года «Глиссеры на подводных крыльях», которую Алексеев защищал в Горьковском индустриальном институте им. Жданова. В ней речь шла о конструировании легких судов. Их преимущество заключалось в наличии неглубоко погруженных под воду крыльев, что само по себе уже являлось революционным решением, т.к. в мировой практике глиссеры были оснащены глубоко уходящими под воду крыльями. Наличие таких приспособлений позволяют катеру подняться над водой, за счет их подъемной силы. В этом случае значительно снижается сопротивление воды, и как следствие — развивается высокая скорость. Спустя два года Алексеев на базе горьковского завода «Красное Сормово» построил свой первый катер подобного типа.

Через десять лет после написания дипломной работы конструктор Ростислав Алексеев стал обладателем Сталинской премии за создание торпедного катера на подводных крыльях. Подобный тип судов был адаптирован и под военные цели и под пассажирские перевозки.

Тут нужно упомянуть о характере Алексеева — для того, чтобы показать свой пассажирский корабль на подводных крыльях он приплыл на нем в Москву и пригласил прокатиться Никиту Хрущева — генерального секретаря СССР. Последнему понравился корабль. Хрущев отдал распоряжение пустить его в серию, высказавшись в своем стиле «мы будем штамповать эти корабли как…» дальше не помню, но не сосиски… это точно… 

Хрущев не просто дал распоряжение о запуске в серию, но и разрешил Алексееву напрямую звонить Хрущеву если будут проблемы. В этот момент Алексеев нажил первого врага в лице своего непосредственного начальника, так как получил блага в обход него.

Хрущева есть за что ругать, но за флот на подводных крыльях низкий поклон!

Итак, сначала была «Ракета», после чего констуктор занялся разработкой экранопланов.

Эффект экрана известен всем летчикам и Алексеев был здесь не первым. Первым об эффекте экрана заговорил другой великий Советско-Австро-Венгерский ученый, имя которого должны знать все, — это Роберт Людвигович Бартини.

В ходе испытаний своего экранолета ВВА-14 подтвердилось предвидение Бартини об образовании воздушной подушки под самолетом («экранный эффект»»), которая превращала ВВА-14 в экранолет-самолет. Бартини оказался прав и в своем предсказании экранного эффекта в проекте гигантской амфибии «2500». Первое же испытание модели Бартини в гидроканале ЦАГИ показало, что идея судна-экраноплана вполне жизнеспособна.

 

 

 Кстати, по поводу Бартини. Он открыл эффект, названный в честь него «Эффект Бартини» — явление уменьшения лобового сопротивления и прироста тяги винтов самолёта на 25—30 % за счёт компоновки двух моторов тандемом (когда они развёрнуты носами друг к другу). И самолеты Ту-95, Ту-114, да и все у кого винты взаимноповернуты летают благодаря этому эффекту. 

Повышение скорости к тому времени уже стало idea fix этого человека, решившего идти дальше. Алексеев начинает работу над созданием аппаратов, использовавших поверхность воды для старта, посадки и полета над ней (или другой относительно ровной поверхностью, называемой экраном) на очень малых для обычных самолетов высотах.

В 1951 году военные наработки молодого конструктора преобразуются для нужд гражданского судостроения. КБ Алексеева начинает работу над пассажирским судном на воздушной подушке, получившим название «Ракета».

Первая «Ракета» была представлена в Москве во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Пассажирское судно на подводных крыльях, по своей скорости на голову превосходившее все существовавшие на тот момент гражданские теплоходы, произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы.

  «Ракеты» шагнули далеко за пределы СССР. Их успешно эксплуатировали не только в странах социалистического лагеря, но и, так сказать, «в логове врага». Корабли Алексеева уверенно бороздили воды Великобритании, Канады, Германии, Финляндии и т. д.Вслед за «Ракетой» были созданы и другие типы гражданских судов на подводных крыльях, такие как «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход». За эту работу коллектив во главе с Ростиславом Алексеевым в 1962 году удостоился Ленинской премии.

   В 1961 году Алексееву удается пригласить в ЦКБ на испытательную базу и «прокатить» на первом малоразмерном экспериментальном экраноплане СМ-1 зампредсовмина, председателя комитета Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Дмитрия Устинова, который из объяснений Ростислава Евгеньевича понял несомненные преимущества экранопланов, и прежде всего в интересах Министерства обороны. Устинов до конца дней своих поддерживал Алексеева и его детище. Обратите внимание, что он также пригласил и «покатал» второй раз в жизни. И снова получил желаемое — заказ на разработку!

     Практика показала, что на новых скоростях, а они приближались уже к 250 км/ч, в полете над водой нужны навыки, которыми располагают только профессиональные летчики. Начинается формирование небывалого в судостроительной организации подразделения — летно-испытательной службы, и создается отряд для полетов на новых, совершенно незнакомых и непривычных для «нормальной авиации» режимах. В 1962 году ЦКБ работает над экранопланом противолодочной обороны массой 450 тонн, а в 1964-м — над экранолетом Т-1 для воздушно-десантных войск массой 105 тонн.

И это был Каспийский Монстр. Так прозвали эту величественную конструкцию

   В 1962 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана «КМ» (корабль-макет). «КМ» имел действительно гигантские размеры — размах крыла 37,6 м, длина 92 м, максимальная взлётная масса 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.    Западные специалисты, получив снимок экспериментальной модели, назвали его «Каспийским монстром» (испытания проходили в Каспийском море).

Свой первый полёт «Каспийский монстр» совершил 18 октября 1966 года. Пилотировали его два лётчика, одним из которых был сам Ростислав Алексеев. Полёт прошёл успешно.

 

Итак, скорости КМ: Максимальная скорость, км/ч 500 Крейсерская скорость, км/ч 430

То есть за счет экранного эффекта, без трения с водой, на высоте 4-14 метров мог лететь КМ, выполняя любые задачи.

 Это был первенец, на котором были отработаны основные технологические и конструктивные решения. В том числе по выбору металла для обшивки, двигателей и так далее. Долго пытались понять как набирать пилотов на такие суда  Из кого? Из летчиков или корабельщиков?

Решили пилотов, но долго боролись с их рефлексами. Например, при снижении пилоты рефлекторно штурвал тянут на себя, чтобы взмыть в небо, а экраноплану так нельзя.. этож не самолет 

Потом был «Орлёнок» А-90

   В начале 1970-х годов Минобороны дало заказ КБ Алексеева на разработку десантного экраноплана для ВМФ, которому было присвоено кодовое название «Орлёнок». В 1974 году чиновники из Москвы буквально вынудили вывести Алексеева ещё «сырой» «Орлёнок» на ходовые испытания ещё до получения результатов статической проверки корпуса. Итогом этого стал отрыв хвостовой части корпуса во время испытаний. Алексеев, традиционно управлявший своим детищем в его первом полёте, сумел благополучно вернуть «Орлёнок» на базу. Никто не пострадал, зато самого Алексеева наказали по полной — его отстранили от разработки «Орлёнка», переведя на должность начальника отдела перспективного планирования.

 

   Создание этого уникального но своим свойствам летательного аппарата, от зарождения идеи до ее воплощения в жизнь и затем прекращения работ по этому перспективному направлению – очень интересная, но мало кому известная страница истории техники.

Осенью 1972 г. первый летный экземпляр «Орленка» вывели на ходовые испытания. Ниже Нижнего Новгорода (тогда Горького) по течению Волги есть остров Телячий. С левой стороны его отделяет от берега несудоходная, но достаточно большая протока длиной около 8 км. В ней и проходили первые испытания «Орленка». Спрятать такую громадину было уже нельзя, и для местного населения придумали легенду, что зто потерпевший аварию самолет, и сейчас его пытаются перегнать на аэродром. Испытания прошли успешно, и весной экраноплан в разобранном состоянии перевезли по Волге на Каспийское море, там собрали, и испытания продолжались уже в морских условиях.

Экраноплан проектировался и строился как десантно-транспортное средство для перевозки колесной и гусеничной техники, а также живой силы в районы боевых действий и высадки десанта. А для непосвященных изобрели отличную легенду: «плавучий стенд для отработки новых двигателей скоростных судов». 

 Всего было пять «Орлят», по хронологии: «Дубль» – экземпляр для статиспытаний; отправлен на слом; С-23 – первый летавший «Орленок» (из К482Т1); после аварии отправлен на слом; С-21 – сдан ВМФ в 1978 г.; сейчас в строю; С-25 – сдан ВМФ в 1979 г»‘ сейчас в строю; C-26 – сдан ВМФ в 1980 г»- сейчас в строю. Серия экранопланов С-21, С-25 и С-26 была установочная: планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 (!) «Орлят».

Но планы не осуществились: в 1985 г. умер министр обороны Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов, поддерживавший идею строительства флота десантных экранопланов. Новый министр обороны Маршал Советского Союза С.Л.Соколов волевым решением закрыл программу, а деньги, предназначенные для нее, пустил на строительство атомных подводных лодок.

Отмечу, что Орленок — это экранолет. Это интересная особенность позволяет «сбрасывать» его с высоты, кажется, до 2 000 метров и он сам спланирует до воды  Но об этом чуть ниже…

А потом была «Лунь»

После того, как Алексеев попал в немилость властей (За что — разговор отдельный), его ученики продолжили разработку уже тяжелого ракетоносца «Лунь».

Разработка экраноплана велась с начала 70-х на основе конструктивной схемы экраноплана «КМ». В 1985 году экраноплан совершил первый полёт на Каспийском море. «Лунь» вооружен шестью управляемыми противокорабельными ракетами «Москит». После успешного окончания государственных испытаний «Лунь» был в 1990 году передан в опытную эксплуатацию. Он до сих пор базируется в Каспийске, только не летает 

Был и второй корабль, но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании военно-промышленного комплекса. Несмотря на попытки завершить постройку второго экраноплана как спасательного судна, денег найдено не было и работы по этой теме были свёрнуты.

Характеристики «Луни»

Максимальная скорость, км/ч 500 Практическая дальность, км 2000 Высота полета на экране, м 1-5 Мореходность, баллов 5-6 Экипаж, чел 10 Вооружение: 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит.

В начале заметки я говорил о том, что по странному стечению обстоятельств, то, что мы делали хорошо, и то, у чего не было аналогов мы перестали делать. Причем, во многих случаях пилить (буквально распиливать) технику нам помогали друзья из НАТО… нет ли здесь подвоха???

 

А ведь на базе связки самолета «Мрия» и «Орленка» планировалось сделать систему спасения кораблей по всему миру.

 Несмотря на опалу, Алексеев продолжал много работать — шли испытания пассажирского экраноплана, продолжалась разработка ударной модели, вооружённой ракетами…

    В январе 1980 года в Чкаловске проходили испытания пассажирской модели экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал и сказали, что можно отпускать модель. Что именно произошло в тот момент, доподлинно не ясно. Но Алексеев каким-то образом принял на себя часть веса 800-килограммового аппарата.

    Сначала казалось, что этот инцидент на здоровье 63-летнего конструктора не повлиял — Алексеев благополучно доработал испытательный день. Но на следующее утро он стал жаловаться на боли в боку. Врачи поначалу затруднялись с диагнозом. Так прошло ещё два дня, после чего Алексеев потерял сознание. В ходе экстренной операции медики установили, что конструктор получил травмы во время инцидента на испытаниях — то, что в народе обычно определяют словом «надорвался». За прошедшие дни развился перитонит. Медикам пришлось провести три операции и, казалось, справиться с бедой. Но начались осложнения, и 9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало.

 Ударный экраноплан «Лунь», замысел которого принадлежал Алексееву, был спущен на воду летом 1986 года, а в 1991 году был официально принят на вооружение, войдя в состав Каспийской флотилии.

«Лунь» так и остался единственным ударным экранопланом ВМФ сначала СССР, а затем России. После смерти в 1984 году Дмитрия Устинова его преемник на посту министра обороны СССР Сергей Соколов свернул программу строительства военных экранопланов, посчитав данный вид вооружений неперспективным. А когда с распадом Советского Союза российскую армию накрыло тотальное безденежье, то революционные идеи Ростислава Алексеева и вовсе были преданы забвению.

В 2007 году экранопланы были окончательно списаны из состава ВМФ. Тогда же наиболее уцелевший экземпляр десантного «Орлёнка» был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.