Несмотря на то, что по своей маневренности и скороподъемности И-15бис оставался среди лучших самолетов своего времени, его скорость стала уже недостаточна. Летчикам, воевавшим на И-15бис, стало трудно бороться с более скоростными истребителями - монопланами, такими, как немецкий Мессершмитт Bf-109 и японский И-97. ВВС требовалась более скоростная машина.
Словно предвидя такую ситуацию, Поликарпов еще в 1937 году разработал проект нового истребителя - биплана И-153. Он представлял собой дальнейшее развитие И-15бис, но имел улучшенную аэродинамику, усиленную конструкцию и убирающееся шасси. Верхнее крыло вновь приобрело форму "чайка", такое же название получил и истребитель.
В 1938 году на испытаниях И-153 показал прекрасные летные качества (при том же моторе скорость увеличилась на 41-45 км/час). С 1939 года началось серийное производство И-153. В том же году истребитель начали оснащать более мощным и высотным мотором М-62 и винтом изменяемого шага, что улучшило летные данные этого самолета.
И-153 неплохо показал себя в воздушных боях в Монголии, где имел превосходство над японскими истребителями. Но все же время маневренных бипланов уже прошло. Господствующей для серийных истребителей стала схема скоростного моноплана.
Советская авиапромышленность выпустила 3437 истребителей И-153 (1939-1941г).
Истребители 1933-1939 гг. | |||||||
ДИ-6 | И-15 | И-15 бис | И-153 | И-16 тип 5 | И-16 тип 24 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Экипаж, чел. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Год выпуска | 1937 | 1934 | 1937 | 1939 | 1936 | 1940 | |
Геометрия | |||||||
Длина самолета, м | 7.0 | 6.1 | 6.27 | 6.17 | 6.07 | 6.13 | |
Размах крыла, м | 10.0 | 9.75 | 10.2 | 10.0 | 9.0 | 9.0 | |
Площадь крыла, м² | 25.2 | 23.55 | 22.5 | 22.14 | 14.54 | 14.54 | |
Массы, кг | |||||||
Взлетный вес | 2038 | 1390 | 1700 | 1765 | 1590 | 1882 | |
Силовая установка | |||||||
Мотор | М-25В | М-25 | М-25В | М-62 | М-25А | М-63 | |
Мощность, л.с. | 775 | 640 | 775 | 1000 | 715 | 1100 | |
Лётные данные | |||||||
Максимальная скорость, км/ч | у земли | 334 | 315 | 327 | 364 | 390 | 415 |
на высоте | 382 | 367 | 379 | 424 | 445 | 470 | |
м | 3000 | 3000 | 3500 | 5000 | 2700 | 4800 | |
Время набора высоты 5 км, мин | 9.2 | 6.2 | 6.6 | 5.7 | 7.4 | 5.8 | |
Время виража, сек | 11-12 | 9.0 | 10.5 | 13-13.5 | 14-15 | 17-18 | |
Практический потолок, м | 8300 | 9800 | 9300 | 10700 | 9100 | 9900 | |
Дальность полета, км | - | 550 | 520 | 560 | 540 | 440 | |
Вооружение | |||||||
Число пулеметов | 3 | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 |
Второй опытный И-153 с серийным номером 6005.